Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Головка блока цилиндров

При снятии головки у дизельных двигателей снимать ТНВД совсем не обязательно, достаточно только открутить от него все топливные форсуночные трубки.

Снимаются все головки практически одинаково и работа это несложная: видишь гайку - откручиваешь ее, после этого отваливается какая-нибудь железка, теперь видны еще две гайки - откручиваешь их ... и так далее.

Первая цель при снятии головки - добраться и снять клапанную крышку. Возможно, для этого придется снимать какие-нибудь воздуховоды, трубки, провода и т.п. У V-образных двигателей придется снять целиком или частично впускной коллектор. Если в процессе работы вы будете демонтировать топливопроводы (разгерметизировать их), то следует снять крышку бензобака, чтобы в нем не создалось повышенного давления из-за колебания температуры окружающего воздуха. Иначе повышенное давление будет вытеснять топливо в топливопровод и далее на улицу.

Метки "башмаков"

На каждом "башмаке" есть метки, которые помогают их правильно установить. Стрелки у всего ряда должны смотреть в одну сторону (не обязательно на переднюю часть двигателя!). Встречались двигатели с двумя распредвалами ("TWIN CAM"), у которых стрелки "башмаков" одного распредвала смотрели в одну сторону, а стрелки "башмаков" другого распредвала - в другую. На всех головках рядом с распредвалом есть место, где также выбита или отлита стрелка, указывающая направление стрелок на "башмаках". Все "башмаки" пронумерованы по возрастающей от первого цилиндра. Выбитая буква "I" означает, что "башмак" принадлежит распредвалу со стороны впускного ("intake") коллектора, а значок "Ех" говорит о близости к выпускному ("exhaust") коллектору. Перед разборкой обязательно найдите эти метки. Если это не удастся, поставьте свои. Если после сборки вы поменяете местами хотя бы два "башмака", то распредвал будет подклинивать, что непременно приведет к разрыву зубчатого ремня.

После снятия клапанной крышки следует найти все болты, которые крепят головку блока. Если для доступа к головкам этих болтов нужно снимать распредвал, то следующая цель- снять зубчатое колесо распредвала (или зубчатый ремень) и вынуть распредвал, если это, конечно, нужно.

При снятии и последующей установке распредвала возможны следующие ошибки:

  1. Можно перепутать местами "башмаки" крепления, это особенно вероятно при отсутствии на "башмаках" заводских меток. Обычно же они маркируются цифрами 1, 2, 3 и т.д. по ходу двигателя. Надпись "Ех" означает, что "башмак" расположен со стороны выпускного коллектора, надпись "In" - со стороны впускного. Но это только у двигателей DOHC. Еще на верхней поверхности башмаков может быть нанесена точка (треугольник или стрелка), и тогда "башмак" надо ориентировать так, чтобы метка находилась ближе к передней части двигателя (передняя часть там, где находятся вентилятор, зубчатый ремень или цепь, приводные ремни). Если нанесена стрелка, то она "смотрит" обычно на первый цилиндр. Впрочем, запоминать, куда "смотрят" метки, надо было еще-до разборки. Но у многих двигателей на головке, рядом с башмаками, также нанесены стрелка или треугольник, показывающие, куда должны смотреть метки на башмаках. В случае отсутствия этих меток, чтобы не допустить ошибок при установке вала, нанесите свои метки. Потому что если вы при установке перевернете хотя бы один "башмак", то в лучшем случае после сборки двигатель из-за распредвала не будет проворачиваться. В худшем - двигатель заведется, но в любой момент распредвал подклинит и порвется зубчатый ремень. Существует следующее правило: если все башмаки стоят как надо, то распредвал можно легко вращать двумя пальцами за сам вал, а не за колесо. Разумеется, действует это правило в том случае, когда кулачки не контактируют с рокерами или стаканчиками. Если этот контакт имеет место, то распредвал при проворачивании гаечным ключом вращается рывками, с еле уловимым щелканьем - в определенные моменты клапаны помогают ему.
  2. Вы можете перекосить вал, в результате чего он заклинится. Отдавать "башмаки" следует постепенно и, может быть, даже постукивать при этом по валу деревянной ручкой молотка. Так же постепенно надо будет затем затягивать и все башмаки.
  3. Легко можно перепутать местами стаканчики с регулировочными шайбами (если они есть). Их следует вынимать по одному, заворачивать в бумажку и подписывать. То же самое надо делать и со штангами у двигателей ONV. В противном случае у вас могут возникнуть проблемы с регулировкой тепловых зазоров в клапанах.
  4. Очень часто что-нибудь роняется в отверстия для слива масла, поэтому лучше всего сразу после снятия клапанной крышки заткнуть эти отверстия тряпками.

Существует еще ряд ошибок, не столь распространенных, о них мы поговорим несколько позже.

Инструкции предписывают с помощью нутромера измерить диаметр углублений под "стаканчики", хотя на практике в этом месте заметного износа не наблюдалось. Но это следует сделать обязательно, если головка подвергалась сварке (например, на ней заваривали трещину).

Вынимая вал, обратите внимание, как легко можно повредить его сальник. Вынув вал, проверьте кромку сальника. Если она больше похожа на пластмассу, а не на резину, значит, сальник "дубовый" и его следует заменить. Учтите, что состояние сальника распредвала всегда совпадает с состоянием маслосъемных колпачков. Если сальник "дубовый", то можно со стопроцентной вероятностью утверждать, что и колпачки такие же, и их требуется заменить. Ведь они работают здесь же, рядом, при тех же условиях, только температура возле них при работающем двигателе была еще на несколько десятков градусов выше. А как известно, все резинотехнические изделия в двигателе портятся в основном от высокой температуры и, кроме того, от плохого качества масла. Кстати, добавляя в моторные масла различные присадки, придающие им расчудесные свойства по части смазывания и снижения трения, мы почему-то не задумываемся о том, как эти присадки влияют на долговечность тех же маслосъемных колпачков. Но это так, к слову.

Даже если сальник еще как будто "живой", то, как следует из опыта, вынув и вставив в него обратно вал, через пару месяцев вы скорее всего получите текущий сальник. Потому что процесс установки - для сальника такая "встряска", которую он может выдержать только "в молодости", т.е. тогда, когда он новый, и резинка на нем еще очень эластичная. В этом отношении хороши двигатели "Toyota IS" и "Toyota 1G-EU". У них распредвал снимается вместе с проставкой и сальники вообще не трогаются. При упоминании о двигателе 1G-EU вспомнилось вот что. Сняв крышку распредвала и восстановив разъединенный ранее бензопровод, нелишне завести двигатель и тут же заглушить его. При этом вы увидите, как и в каких количествах моторное масло поступает на кулачки и шейки распредвала. Это надо знать для того, чтобы при последующей разборке обратить внимание на те или иные масляные каналы. Обычно они забиваются или нагаром от масла (результат далеко не регулярной замены масла и использования различных добавок в моторное масло - тех же очистителей масляной системы), или кусками герметика, оставшегося от предыдущих ремонтов.

Измерение диаметра "стаканчиков"

Если "стаканчик" изношен, то это сразу видно по неправильной игре бликов на его сторонах, по рискам, по задирам, и, если эти моменты имеют место, "стаканчик" следует обмерить. К счастью, этот дефект встречается крайне редко, но если была встреча поршня с клапаном, приведшая к поломке всего, что можно поломать в головке, то "стаканчики" лучше обмерить.

Установка сальника

Любой импортный сальник можно заменить на отечественный, даже если у него другие размеры. Для этого надо изготовить новую втулку, или проточить рабочую поверхность, или расточить посадочное место. Таким образом отечественный сальник может работать на японской машине. На рисунке показано, как установить сальник большего наружного размера, не растачивая посадочное место в корпусе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель


Комментариев: 65

  1. Дима :

    Делал как написано - все равно трясется двигатель и дымится.

    [Ответить на комментарий]

  2. Иван :

    Замена ремня ГРМ Ниссан Блюберд 88, LD20. Нанес метки на ремень (143 зуба, 0-62-88), проворачиваю к/в на 2 оборота - метки на ремне далеко уходят. Два раза уже выставлял их по новой, второй день кручу коленвал - не могу найти момент полного совпадения нанесенных меток на ремне и на шкивах.Разница правда одинаковая - если на ремне отстает на N зубов от метки коленвала, то на столько же отстает на шкиве ТНВД и распредвала. В чем может быть дело - по логике если было такое положение, когда все метки совпадают, то через какое-то число оборотов это должно повториться! Подскажите пожалуйста, уже неделю стоит машина!

    [Ответить на комментарий]

    Иван :

    Уважаемый Иван, дело в том, что метки надо ставить свои или ориентироваться на заводские метки, расположенные на шкивах двигателя. Они должны совпадать, после прокрутки коленвала через каждые два оборота коленвала. Ориентироваться на метки, отмеченные на ремне, не имеет никакого смысла.

    [Ответить на комментарий]

    Антон :

    Они и не совпадут. Заводи и не парься.

    [Ответить на комментарий]

  3. Денис :

    Подскажите пожалуйста, я на мотоцикле хочу поменять прокладку под ГБЦ, у меня есть материал - жесть оцинкованная. Толщина 0,5мм (толщина родной составляет 0,2мм). Если я из этой жести вырежу прокладку под ГБЦ - не будет ли у меня цепь ГРМ тянуться или стопориться, т.к головка у меня поднимится? Возможно ли еще и использование герметика?

    [Ответить на комментарий]

  4. Олег :

    У меня есть вопрос, двигатель RB25DET, устанавливаю гидрокомпенсаторы и вот ни как не могу решить, сдавливать их до появления свободного хода или нет, так-как для этого придётся слить из них масло, а иначе даже если сдавливаешь, то они сразу же радвигаются до внутреннего стопорного кольца, снова наполняется маслом из внутренней ёмкости и снова встают колом. Причём этот вопрос возник потому, что после их установки в двух целиндрах нет компрессии, даже спустя сутки и несмотря на что двигатель отчаянно пытался работать на четырёх в течении 20 минут. Ещё вводит в сомненье то, что в книге по ремонту написано, что если есть свободнй ход более милиметра - то компенсаторы надо менять, так как они должны быть полностью заполнены маслом. Вот и непонятно что делать.

    [Ответить на комментарий]

  5. ruslan :

    Ребята такой вопрос - двигатель 2с. об.2л. дизель. Накрылась прокладка под ГБЦ. Что это означает - двигатель был подогрет или что-то еще может повлиять на это?

    [Ответить на комментарий]

    Владимир :

    Прокладку менять в любом случае. Берите металлическую только. Головка может быть и не лопнула. Диагностику ГБЦ делать придётся. Можно промыть и капиллярной дефектоскопией. Или опрессовка.

    [Ответить на комментарий]

  6. Bгорь :

    Помогите, не знаю, что делать. У меня Тойота Лит Айс Ной, двигатель 3-ст. Где-то 4 месяца назад она на холодную стала заводится на трёх цилиндрах, через 1-2 секунды подхватывал четвёртый и стал потихоньку уходить тосол. Мне сказали, что появилась трещина в головке блока, а когда двигатель полностью прогрет - появляется синий дым. Да ещё радиатор потихоньку пузырит. Но у меня сомнение что лопнула головка, так как у нас в посёлке были такие поломки на аналогичных машинах, и там если лопалась ГБЦ - двигатель начинал чадить чёрным дымом. Подскажите, пожалуйста, что ещё может быть, съездил бы в сервис, но до него 1500 км.

    [Ответить на комментарий]

    Олег :

    Игорю: Если пузырится в радиаторе и уходит тосол это однозначно трещина в ГБЦ. Причём трещина сквозная между системой выхлопа и системой охлаждения. Как временное лекарство можно посоветовать: снять ГБЦ, и трещину зачеканить. Если всё получится - сезон можно проехать. Но гарантий ни каких. К этому возможно добавить - если при съеме ГБЦ повредишь прокладку, будь готов и её поменять. Лучше бери контрактный двигун.

    [Ответить на комментарий]

  7. Андрей :

    Люди подскажите пжл - головку повело у меня, можно ли её ещё вылечить?

    [Ответить на комментарий]

  8. Анонимно :

    Можно ли заделать трещину ГБЦ с помощью радиаторного герметика?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Можно только заварить АРАГОНОМ, герметик это уже всё, его надо применять не здесь.

    [Ответить на комментарий]

  9. Иван :

    Пришла на ремонт Tayota Camry 1994 года с двигателем 3VZ-FE. Головки блока уже точились при предыдущем ремонте. Кто точил, где и как - неизвестно. Теперь вопрос - знаете ли вы высоту камеры сгорания у стандартной (еще не разу не точенной) головки? Я имею ввиду расстояние от плоскости головки к пяточку в камере сгорания… Дело в том, что я не могу определиться - стоит ли растачивать или уже на свалку выкинуть! Заранее благодарю за ответ.

    [Ответить на комментарий]

  10. Владимир :

    Привет всем. Нужен совет. Хочу капиталить двигатель 4D35 Кантер, буду менять втулки распредвала. Подскажите где взять развертку для этого дела?

    [Ответить на комментарий]

  11. Алексей :

    Помогите - митцубиси делика, мотор 4g63 греется при нагрузке. Термостат снял, вяскосную муфту заклинил, радиатор промыл, зажигание в норме - подскажите в чём проблема

    [Ответить на комментарий]

  12. Анонимно :

    Ребят, подскажите, нужно ли фрезеровать гбц если прогорел клапан ваз 2114?

    [Ответить на комментарий]

  13. Татьяна :

    Помогите пожалуйуста разобраться в проблеме. Машинка Nissan March 2003 г. В начале года поменяла прокладку ГБЦ, т.к. загорался периодически датчик перегрева и из печки дул холодный воздух. После замены при включении вентилятора датчик перегрева не загорается и из печки дует горячий воздух. Наступили холода. Сейчас ситуация повторяется, но датчик загорается лишь тогда, когда машина стояла на морозе. Сначала 10 мин прогреваю, потом еду минут 7 и датчик перегрева дает о себе знать. Останавливаюсь, через 3 мин завожу, потом еще раз выключаю и через 3 мин снова завод. И все весь день езжу, датчик не загорается. Стоит лишь на морозе оставить на час или 2, проблема возникает снова. На СТО подсоединяли какую-то систему и из радиатора пошли пузырьки, о чем это свидетельствует? Неужели снова менять прокладку ГБЦ? Почему датчик перегрева не горит постоянно?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Татьяна, возможно имеется трещина в ГБЦ в каком-то канале и всё. Газы из камеры сгорания проникают в рубашку охл вод и пузырьки в радиаторе, прокладку задефектовать грамотному мотористу плёвое дело. А вот проверить (башку) ГБЦ - уже проблема.

    [Ответить на комментарий]

  14. Serg :

    Помогите - ниссан марч CR12. Поменяли помпу и из радиатора выходит воздух постоянно.

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Прокладке под головой пипец

    [Ответить на комментарий]

  15. Женя :

    Трещина между клапанами - что делать?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Смотря какая головка, чугунная - проверить на герметичность, если дует - выкинь! Если целая - катайся пока не начнет дуть. Если алюминивая и дует, то можно заварить аргоновой сваркой.

    [Ответить на комментарий]

    Владимир :

    Менять ГБЦ.

    [Ответить на комментарий]

  16. Олег :

    У меня тойота спринтер 1988-1992 двс 5а. Когда даёшь газ резко на холостом ходу - прослышивается звон и проходит, но при езде звон появляется при нагрузке, то есть когда даёшь чуть больше газу. В чем может быть проблема? Машина так же работает и на газу, но тут всё нормально и звона нет.

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Раннее зажигание.

    [Ответить на комментарий]

  17. Илья :

    У меня мицубиси рвр , двигатель 4g63 надо, менять маслосъемные колпачки, нужно ли для этого снимать гбц?

    [Ответить на комментарий]

  18. dmitry :

    Не хотелось бы показаться некорректным - на двигателях EJ20 нет гидрокомпенсаторов. Стоят регулировочные толкатели. Если вдруг кому-либо пригодится.

    [Ответить на комментарий]

  19. Вадим :

    Дизель jak 1020 уходит антифриз, масло чистое эмульсия под крышкой клапанов. При прогреве появляется стук в двигателе. В чем причина?

    [Ответить на комментарий]

  20. Дмитрий :

    Помогите в выборе прокладки под ГБЦ 4D56T MMC Делика, шлифонул головку, а сколько сняли осталось загадкой, на старой прокладке нет никаких обозначений. Выход поршней из блока составил 0,6-0,7мм. Прокладки тоже замерять или они идут по ремонтам?

    [Ответить на комментарий]

  21. pimp иван :

    Ребят, помогите, ниссан блюберд лд20, натяжителе болт гнет уже 2 раз

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Смени болт, у меня такой же двигун и проблем нет, если у тебя не погнуло сам валик.

    [Ответить на комментарий]

  22. Толя :

    У меня мицубуси рвр 1995г, при нагрузке двигателя выскакивает щуп

    [Ответить на комментарий]

    Андрей :

    Высокое давление картерных газов, обычно это сигнализирует о износе двигателя (колечки и тд). Проверьте не кидает ли масло в патрубок воздуховода через сапун.

    [Ответить на комментарий]

  23. Коля :

    Ребят у меня проблема, подскажите. Снял головку блока, а на рабочей поверхности выбоины, клапана и седла целые. Но и поршень чистый.

    [Ответить на комментарий]

  24. Вова :

    Ребята у меня проблема. С под свечи накала идёт свищ, что делать?

    [Ответить на комментарий]

  25. Андрей :

    Ребята, у меня проблема, подскажите может кто знает, Исудзу эльф выкидывает тосол, 2 месяца назад масло ушло в тосол, головку шлифанули, заменили прокладки, помпу, неделю отьездил - выкинуло тосол, протянули, еще пару недель ничего не было, потом опять выкинуло, еще раз протянули, сейчас прошло еще 2 недели опять выкинуло, что делать?

    [Ответить на комментарий]

    олег :

    Проверь головку на герметичность, стоит это 2 рубля, но скорей всего трещина в голове.

    [Ответить на комментарий]

  26. Алексей :

    Ребят подскажите, взял Toyota Town Ace двигатель 2с, в общем лоханулся страшно, двигло в хламе, буду капиталить, но возник вопрос с тем, что клапана доставали до дна поршня, хозяин сказал поставить прокладку толще, но у меня сомнения по поводу того, что предыдущий хозян перешлифовал головку, как теперь померить её высоту, какая высота у неё стандартная?!

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Прошарошить клапана на 0.2-0.3 мм., т.е их утопить.

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    На 2с клапана достают до поршней если вал ГРМ смещен хотя-бы на 1 зуб. Головку шлифовал на 0,5 мм и клапана не достают до поршней.

    [Ответить на комментарий]

  27. саша :

    Какой смазкой надо прокладку под ГБЦ смазывать (прокладка трехслойная) дв cd20?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Металлопакет ставится на сухую обезжиренную поверхность.

    [Ответить на комментарий]

  28. Анонимно :

    На ваз 2112 1500 мотор головку как отвернуть? Под ключ или шестиграник и на сколько?

    [Ответить на комментарий]

  29. Анонимно :

    Ребята, подскажите пожалуйста, поменяла прокладку гцб и смазала болты графитой - это не страшно?

    [Ответить на комментарий]

  30. александр :

    Шлифанул головку, купил новую прокладку, поменял, собрал - а тосол все равно текёт, что делать? Машина 85 года Нисан Аустер.

    [Ответить на комментарий]

  31. Альберт :

    Ребята, подскажите пожалуйста что делать. Сильно дымит двигатель Z18312311, моментом уходит тосол нигде не бежит, греется движок, температура влёт поднимается, тяга есть неплохая, поменял свечи зажигания - ноль эмоций. Ниссан атлас 87 г. бензин.

    [Ответить на комментарий]

    Альберт :

    Ребята, подскажите пожалуйста что делать. Сильно дымит двигатель Z18312311, моментом уходит тосол нигде не бежит, греется движок, температура влёт поднимается, тяга есть неплохая, поменял свечи зажигания - ноль эмоций. Ниссан атлас 87 г. бензин. И посоветуйте как рассухарить клапана на снятой ГБЦ.

    [Ответить на комментарий]

    АНТОН :

    Скорей всего надо менять прокладку головки блока и головку надо смотреть, может точить придется.

    [Ответить на комментарий]

  32. Вячеслав :

    Toyota Hilux Surf внедорожник (1 поколение). 2.4 TD MT AWD (97 л.с.), 1984–1988. Двигатель 2L. Подскажите пожалуйста последовательность затяжки болтов ГБЦ.

    [Ответить на комментарий]

    динар :

    Головку нужно протягивать по спирали, начиная с середины, постепенно в несколько заходов, соблюдая момент затяжки динамомтрическим ключом.

    [Ответить на комментарий]

  33. дима :

    Какая сила затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателя 4G63 2литра?

    [Ответить на комментарий]

  34. Ванек :

    Ребята, подскажите, отдал ГЦБ ваз (2110 8 клапанная) шлифануть. Токарь закосячил сильно от засамого 1 горшка до 4 протянул ямы полгоршка теперь, это все дело заварил аргонщик… Не знаю че делать, будет она работать… Есть ли смысл ставить ее на машину… Буду признателен за ответ спасибо =)

    [Ответить на комментарий]

  35. игорь :

    Подскажите пожалуйста как выставить зажигание нисан блюберд 2.0 дизель, кузов u11. И сколько должно быть зубов между метками на грм? Заранее спасибо.

    [Ответить на комментарий]

  36. Андрей :

    Как заделать трещину в алюминивой крышке клапанов ДВС-3CT? Спасибо.

    [Ответить на комментарий]

    Семён :

    Аргонная сварка - самый оптимальный выход из ситуации. Не заморачивайся ни на что больше.

    [Ответить на комментарий]

  37. аитпаи :

    Проконсультируйте пожалуйста. Собираю двигатель ниссан пример, купил прокладку, по техпаспорту и на ней не совпадают, точнее, в некоторых местах нет дырочек (на прокладке), а на блоке и головке есть. Что делать - выбивать дырки на прокладке или оставить как есть?

    [Ответить на комментарий]

  38. Алик :

    Поставил двигатель Z-18, бензиновый, меньше недели проездил, побежал ручьём тосол из-под головки блока цилиндров. В чём причина? Грузовик Атлас 87г. Помогите найти прокладку ГБЦ.

    [Ответить на комментарий]

  39. Иван :

    ваз 2110, отдал токарю ГЦБ - она у него выскочила, фрезой со станка от края до края наделал ям, аргоном заварили, заново фрезернули. После этого проехал 13 тыс - появились проблемы, указывающие на прокладку ГЦБ, снял - оказались раковинки около сантиметра в некоторых частях. Есть смысл делать это заново, или все таки надо новую головку?

    [Ответить на комментарий]

  40. Илья :

    Мужики такой вопрос. Какой шаг и диаметр резьбы у сливного болта в блоке цилиндров, у двигателя 3s-fe, возле масляного фильтра? Хочу штуцер замутить, а размеров не знаю.

    [Ответить на комментарий]

  41. Савелий :

    Скажите пожалуйста, на головки блока и на прокладки все отверстия должны совпадать и что будет, если нет половины отверстий под каналы антифриза, поставить и завести, может антифриз пойти в двигатель?

    [Ответить на комментарий]

  42. Саша :

    Скажите пожалуйста, переприсовуются ли направляющие втулки клапанов на двигателе Ниссан Блюберт 2.0 дизель?

    [Ответить на комментарий]

  43. Александр :

    Как выставить метки на двигателе 1ND TV Тойота Ярис 1.4 дизельная? Метки на шкивах есть, где на двигателе непонятно - какие то риски. На цепи в двух местах желтые звенья. Заклинило поршень и погнуло клапана от кусочка свечи накала, поэтому не было возможности найти ВМТ по меткам. Мануалов по этому двигателю нигде нет. Купил книгу на автодате, там только общие сведения. Зарегистрировался на многих форумах, там тоже ничего, такие же бедолаги.

    [Ответить на комментарий]

  44. Павел :

    Подскажите пожалуйста, если менять гбц с другого мотора, какие трудности могут возникнуть? Регулировка зажигания (тремблер)? Регулировка клапанов? И вообще как выставить клапана на новой гбц так же как и на старой? Или все выставиться походу?

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!

Яндекс.Метрика