Здесь я расскажу о том, как я ремонтировал датчики АБС на KIA Shuma. Когда машина попала ко мне в руки, на панели уже горели лампочки ABS и BREAK. Когда и после чего они загорелись - я не знал, поэтому пришлось проверять всё по порядку:
- Проверил уровень тормозной жидкости – в порядке, датчик уровня жидкости – в норме.
- Проверил кнопку поднятия ручника (когда поднимаем ручник - загорается BREAK) – в порядке.
- Проверил тормозные колодки и визуально осмотрел состояние суппортов – тоже всё в норме.
Если перечисленное выше в норме и работает, значит, лезем к датчикам АБС.
Как я проверял датчики: сначала я посмотрел передние, их разъёмы находятся под капотом около колёсных арок. Берём обычный мультиметр (тестер) и измеряем сопротивление датчика, по книжке оно должно быть 1кОм – 1.3кОм, на моих обоих передних сопротивление было 1.1кОм, что нормально и что говорит о том, что они рабочие.
Далее задние датчики, к ним подобраться сложнее, нужно снимать заднюю сиделку, открутить боковушки спинки, за этими боковушками и находятся разъёмы задних датчиков. Как я потом заметил, к этим разъёмам можно добраться, если снять задние динамики. Прозвонка датчика ничего не показала, соответственно он был мёртв (обрыв). Прозвонил второй датчик – то же самое, не звонится, мертв.
Чтобы окончательно убедиться, что проблема именно в этих датчиках, можно сделать «заглушки», состоящие из обычного сопротивления на 0.9-1.2кОм, воткнуть их в разъемы неисправных датчиков, включить зажигание и посмотреть на поведение лампочек на панели приборов. В случае с KIA лампочка BREAK (но не ABS) погасла через 3 сек после включение зажигания.
Далее приступаем к ремонту. Сначала снимаем датчик со ступицы. Часто датчик скорости очень трудно извлечь из посадочного места. В этом случае ни в коем случае не надо применять грубую силу - крутить или пытаться выдрать.
Надо запастись терпением и жидкостью типа WD40, и потихоньку, по миллиметру расшатывать и вытаскивать. Процесс снятия может занять час и более, но вот наконец-то датчик вынут:
Были подозрения, что переломан провод у самого основания датчика, провод я откусил и опять прозвонил датчик у основания – всё равно обрыв! Лезем глубже….
Нужно для начала как-то снять крепление датчика. Взял острый нож и сделал прорезь до металла у основания крепления:
Когда прорезали пластмассу, крепление снимаем с датчика, заодно отрезаем провод у самого основания, так как он нам больше не нужен, потом протянем новый.
Внутри датчик пластмассовый, снаружи металл, его нужно снять, чтобы добраться до внутренностей. Аккуратно снимаем металлическую трубку с датчика, на фото я пометил резиновые кольца, которые предотвращают попадание воды и грязи в датчик:
Проверил еще раз сопротивление, уже внутри датчика на контактах обмотки – обрыв! Остаётся только сматывать проволоку и смотреть, где этот обрыв. Начал сматывать на какую-то баночку от таблеток, чтоб не сидеть сутки с этой проволокой взял мини-дрель с регулировкой оборотов, прикрепил эту баночку к дрели и потихоньку проволока с датчика наматывалась на баночку. Предупреждаю: проволока ОЧЕНЬ тонкая, как волос, малейшая ошибка - и она рвётся. Обрыв оказался в самом конце обмотки, даже визуально было видно окисление медного провода, дальше я перестал отматывать эти поврежденные витки и просто оборвал их за ненадобностью. Так как 90% проволоки в нормальном состоянии, я решил её не выбрасывать, а намотать обратно, но прежде нужно почистит от окисления место для проволоки. Ещё нужно вывести новые провода к контактам обмотки, я высверлил старый провод и нагретой иголкой сделал отверстия внутри датчика для новых тоненьких проводов, которые потом будут соединяться с толстым проводом датчика:
Следующий шаг один из наиболее ответственных – намотка новой катушки. Наматывал тот же провод, который смотал, только его стало на 10% меньше (эти 10% я обрезал т.к. он был повреждён), перед этим померил сопротивление оставшегося – 1кОм, что в принципе для датчика нормально. И приступил к намотке на то же место. ОЧЕНЬ сложная и нудная работа (когда я ремонтировал второй датчик, там 50% проволоки было повреждено и окислено, поэтому я использовал другую проволоку, которую достал из катушки реле РЭС-8). Процесс намотки:
Намотав всю проволоку, паяем её к нашим новым проводкам, заматываем это ненадёжное место чем-нить (в моём случае нитка, пропитанная воском). Желательно и всю обмотку пропитать воском, чтоб не попадала вода и не началось опять окисление, что я и сделал. Подготавливаем металлическую трубку от датчика для одевания обратно. Прежде чем одевать я его выровнял, потому что он был сильно покоцан и погнут в процессе снятия из ступицы.
Аккуратно, чтоб не повредить обмотку, одеваем трубку, на трубку одеваем крепление датчика, трубку я дополнительно посадил на силикон, чтоб внутрь ничего не попадало, а крепление посадил на клей. Дальше нужно придумать, как эти проводочки от катушки будут соединяться с толстым проводом датчика. Вставил в основание датчика тонную трубочку из алюминия, проводки пропустил внутри трубочки. Трубочка от датчика выступает примерно на 1см, чтоб можно было прикрепить к ней толстый провод датчика ABS:
Привязываем покрепче толстый провод к трубочке (предварительно эту трубку я посадил на клей), зачищаем провода и припаиваем их друг с другом. Припаяв, изолировал друг от друга, закрыл кембриком:
После того как припаяли, заливаем ещё раз силиконом, даем застыть и обматываем толстым слоем изоленты. Датчик ГОТОВ, можно ставить:
Так он смотрится на месте:
Проверяем расстояние между зубцами на ступице и сердечником датчика (по мануалу расстояние должно составлять 0,9 – 1,1 мм), с зазором норма, всё собираем, соединяем разъём и готово.
Со вторым датчиком я проделал такую же работу, ставлю и второй датчик, соединяю разъёмы, и тут наступает МОМЕНТ ИСТИНЫ! Заводим, BREAK погасла, ABS пока горит, разгоняемся больше 30 км/ч, и О ЧУДО! Погасла и лампочка ABS.
Естественно работоспособность ABS необходимо проверить в действии, и получить результат торможения, что я и сделал, работает отлично, колёса в юз не пускает, педальку отбивает.
Вернуться к списку статей в разделе: Электрооборудование, Ходовая часть
Датчик с разборки стоит 500 р. - дешевле этого геморроя. Только для любителей покопаться.
[Ответить на комментарий]
На лексус датчик стоит ок 100 евро, и на разборках не всегда есть.
[Ответить на комментарий]
Спасибо, помогло!
[Ответить на комментарий]
Спасибо. Толково, кратко.
[Ответить на комментарий]