Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей


Колёсные диски - какие они бывают?

Все колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов. Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно - именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными. К их достоинствам можно отнести довольно высокую прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильной деформации закраин. Основные недостатки: большая масса, невысокая точность изготовления (отсюда возможные проблемы с балансировкой) и никакой дизайн.

Легкосплавные диски по многим параметрам превосходят стальные. У них выская точность изготовления, они отлично отводят тепло от тормозного узла, дизайн – любой, какой пожелаете, но главное - они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а это большой плюс). Это общие достоинства легкосплавных дисков. А дальше начинаются нюансы, которые зависят от того, каким способом и из какого именно сплава диски сделаны

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых невооруженным глазом), которые рано или поздно проявят себя - от сильного удара диск может расколоться. Кованый диск, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, очень прочен; колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях , так как ковка обеспечивает необходимую пластичность. Помять его теоретически можно, но практически скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого диска.

Для литья и ковки дисков используют алюминиевые и магниевые сплавы. Если расположить легкосплавные диски в порядке "от минуса к плюсу" по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, разумеется, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, - большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин. Да и цена у диска из магниевого сплава очень высока.

Маркировка колесных дисков

В маркировке колесного диска должно быть указано: товарный знак производителя, дата изготовления (неделя и год), номер плавки, допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты), клеймо контролирующего органа, отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых) и типоразмер. Например, 5,5Jx15H2 ET30. Это обозначает:

  • 5,5 - ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.
  • 15 - монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
  • ET30 - вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом - дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.
  • J и H2 - символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 - это код конструкции хампов - кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH...).

Диаметр расположения отверстий крепления - PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий - 4 (это, впрочем, видно и так).

Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на машину не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) "на плоскость", "на сферу" или "на конус" - с этим нельзя ошибаться.

Как определить PCD по расстоянию между отверстиями для болтов?

При замене дисков на машине, надо основываться на таких параметрах, как вылет диска (ЕТ), диаметр центрального отверстия и расстояние между крепежными болтами (PCD).

Существует "народный" способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины;

ширина протектора шины - 20% = ширина диска

Например 205/70-14. Ширина 205 мм - 20%=164 мм, делим на 10 ( в 1см = 10 мм)=16,4см, делим на 2,5 (1 дюйм=2,5 см)= 6,5 дюймов.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Ходовая часть


Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!

Яндекс.Метрика