Достаточно часто встречающаяся картина: при запуске двигателя после долгой стоянки из выхлопной трубы начинает валить густой дым. Вполне возможно, что после прогрева он уменьшится, а при езде и вовсе исчезнет. Но часто дымление продолжается и явно намекает, что в движке имеются какие-то неполадки. А долгое бездействие послужило своего рода толчком к их проявлению.
Дым из выхлопной трубы бывает белым, черным и любых промежуточных оттенков. Цвет служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными. Их обязательно надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию.
Обычно появление дыма связано с неисправностями следующих рабочих органов двигателя: системы управления (в основном топливоподачи), системы охлаждения, механической части (поршневая группа, распределительный механизм и т.д.). В соответствии с этим дым возникает либо из-за неполного или "неправильного" сгорания топлива, либо попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступления туда масла. Присутствие масла, охлаждающей жидкости или излишнего топлива при сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.
Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различную природу. Другое обстоятельство: нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.
Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних влияний. О характерных сочетаниях этих факторов у нас и пойдет речь.
Белый дым
Белый дым из выхлопной трубы - нормальное явление для режима прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии - естественный продукт сгорания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания системы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым получается пар. При температуре ниже -10° С белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще. Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока), Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (на деле опять-таки пар). Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая "масляный" дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после "масляного" дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.
Чтобы убедиться в виновности именно системы охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.
Далее поиск надо согласовать с конструкцией двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.
Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет пониженным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен, и в бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из бачка.
Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло с жидкостью перемешивается, образует эмульсию и меняет цвет - становится непрозрачным и более светлым. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета.
Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины, но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется). Напротив, если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стартером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформация и поломка шатуна.
Иногда удается уточнить место дефекта. Попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно "чистит" все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).
Дальнейшие проверки возможны только со снятой головкой блока. Оценивают состояние прокладки, плоскостей головки и блока. Прогар прокладки часто сопровождается деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя (например, из-за неисправности термостата, вентилятора и других причин). Хуже, если явных дефектов не найдено. Тогда необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее вероятно, что на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре - редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее несложно, Края трещины расходятся (стенки "дышат") и нередко оказываются отполированными поршневыми кольцами. Бывает также, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндр через систему впуска - например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращается в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.
Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения - возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.
Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых - работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.
Страницы: 1 2
Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель
Мне кажется, что написано не плохо. Но я думаю что нужны рисунки. У меня на данный момент существует эта проблема с дымом
[Ответить на комментарий]
А если не дымит, но масло хавает примерно на 300 км. 1 литр.?
[Ответить на комментарий]
Вчера поменял масло в двигателе, пришел утром в гараж, завел - пошёл синий дым, при прогреве прошел.
[Ответить на комментарий]
Сергей(Ноябрь 11th, 2011) :
Если синий дым - меняйте поршневые кольца. У меня была такая проблема, я поменял и все стало нормально.
[Ответить на комментарий]
алекс(Июнь 9th, 2013) :
Несогласен. Прежде чем прибегать к крайним мерам (менять поршневые кольца), нужно изначально снять клапанную крышку, затем коромысло и проверить сальники клапанов, а также направляющие втулки. Чаще всего они изнашиваются первыми, особенно если авто работает на газу…
[Ответить на комментарий]
Прошу совета - что необходимо сделать, если после промывки и замены масла в двс двигатель стал дымить как КАМАЗ. Заранее спасибо.
[Ответить на комментарий]
Влад(Ноябрь 27th, 2011) :
ЗАС: походу маслосъемным кольцам конец!
[Ответить на комментарий]
Что делать, если после прогрева двигателя начинает дымить, а после нажатия педали газа глохнет. После еле заводится и дымит как камаз черным дымом.
[Ответить на комментарий]
Царай(Март 2nd, 2012) :
Ибра, проверь катализатор на глушителе.
[Ответить на комментарий]
Дмитрий(Июнь 1st, 2012) :
У меня такая же хрень. Мне кажется и- за колец.
[Ответить на комментарий]
Эмульсия на крышке может влиять на черный дым когда высокие обороты или кольцам хана? На холостом ходу вонючий дым, а при нормальной езде черного дыма нет. Что делать?
[Ответить на комментарий]
У меня марседес е 280 99 г в, начал дымить на холодную. Дымит пока не прогреется и когда даёшь газу до пола в начале выхлопнет дымок и проходит! Из-за катализатора тоже может быть?
[Ответить на комментарий]
Подскажите пожалуйста что делать, черный дым, большой расход, масло не берет. Работает вроде ровно. Мощность потерял и очень большая токсичность.
[Ответить на комментарий]
Как правило после смены масла очень часто возникают проблемы с двигателями, особенно при переводе на летний режим работы, поэтому рекомендую масло менять только в сервисах, исключение - новые машины.
[Ответить на комментарий]
Запах выхлопных из бачка, эмульсии нет, но уровень ОЖ при прогреве сначала понижается, загорается лампа уровня ОЖ, при открывании пробки уровень быстро повышается. Походу прокладка ГБЦ или ещё что-нибудь?
[Ответить на комментарий]
Виктор(Июль 19th, 2012) :
Да, в следствии перегрева двигателя. Проверить головку!!!
[Ответить на комментарий]
Проблема с двигателем 2.7. Пошло масло в выхлопной коллектор и дымит на холостых, мотор не ровно работает.
[Ответить на комментарий]
Да картинки не помешали бы…у меня такая же проблема.
[Ответить на комментарий]
Что делать, если на мотоцикле Урал уходит бензин в масло и дымит синим дымом?
[Ответить на комментарий]
Що може бути коли машина нагрівається і починає йти білий густий дим?
[Ответить на комментарий]
Что делать если попала вода в цилиндр?
[Ответить на комментарий]
Перебрал движок. Вче нормально, но двигатель дымит. Сначала сизый, потом черный. Карбюратор новый. Что делать?
[Ответить на комментарий]
Кто подскажет? На холодную дымит голубым дымом. На прогретом двигателе дымит ток при открытие второй дроссельной заслонки, в чем проблема? Двиг карбюратор.
[Ответить на комментарий]