Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Спортивный тюнинг автомобиля

Тюнинг автомобиля стоит начать с подвески. Ее модернизация в первую очередь выполняется для улучшения устойчивости и управляемости автомобиля на дороге. И по большому счету все сводится к выполнению работ по устранению компромиссов, на которые пришлось пойти автоконструкторам ради обеспечения должного комфорта пассажирам. Поэтому, выбрав в качестве приоритета управляемость, стоит сразу осознать, что комфортом придется пожертвовать.

Итак, приступим. Сначала стоит заменить стандартные амортизаторы на жесткие спортивные. Как правило, они газонаполненные, поэтому более стабильно работают при длительных нагрузках (газ, давя через поршень на жидкость, предотвращает ее вспенивание, изменяющее характеристики амортизатора). Часто у спортивных амортизаторов можно регулировать сопротивление сжатию и отбою. При регулировке важно не перестараться, чтобы сопротивление сжатию не стало больше сопротивления отбою. Процедура самой настройки зависит от модели амортизатора — некоторые приходится для этого каждый раз снимать с автомобиля, а самые продвинутые и дорогие можно регулировать кнопками с водительского места. Существуют и компромиссные варианты типа Monroe Sensatrac, у которых характеристики в некоторых пределах меняются автоматически в зависимости от режима передвижения.

Улучшению управляемости и повышению устойчивости автомобиля в поворотах способствуют более жесткие пружины подвески. Самое совершенное решение на сегодняшний день — двухсекционные узлы, состоящие из двух видов пружин: жесткой верхней и мягкой нижней. Такое сочетание улучшает контакт колеса с дорогой, так как разгруженное в повороте колесо не «зависает» над поверхностью, а под воздействием нижней пружины прижимается к дороге.

Также для уменьшения крена машины, ведущего к «зависанию» колес в повороте, устанавливают более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. Стоит отметить, что при их установке значительно работа всей подвески становится более «жесткой», что нравится далеко не всем. Если вы не из «неженок» и готовы пренебречь комфортом, то можно пойти еще дальше — заменить резинометаллические шарниры подвески на стальные сферические. Это значительно повысит управляемость, вот только высокочастотные вибрации вы будете ощущать всем телом.

Модернизировав подвеску, займитесь колесами. Тут также перед вами встанет выбор между комфортом и управляемостью. Спортивные низкопрофильные шины отлично держат дорогу, но вот на колдобинах и выбоинах просто сердце кровью обливается. Особенно если такие покрышки (серии 50, а то и ниже) установлены на дорогих 16-, 17- или 18-дюймовых кованых дисках. Литые диски дешевле, но при попадании колеса в хорошую выбоину на большой скорости алюминиевый диск может просто расколоться.

Обратите внимание на ширину шины – не всегда ее увеличение благоприятно влияет на управляемость. Конечно, на сухом ровном асфальте широкая резина предпочтительнее. Но в дождь, да еще на загородной трассе, украшенной глиняными «отметинами» от протекторов колхозных тракторов… Кроме того, более широкое колесо — это увеличенное плечо обкатки, а следовательно, повышенная нагрузка на подшипники ступицы и изменение кинематики подвески со всеми вытекающими последствиями.

Впрочем, бывают случаи, когда на изменение геометрии подвески можно пойти. Такие варианты предлагают тюнинговые фирмы, непосредственно связанные с заводом-изготовителем «основы» (например, немецкий AMG) и использующие заводские наработки по «оспортивливанию» поведения автомобиля на дороге. Правда, подобных предложений немного и стоят они недешево. Еще дороже стоит «пересадка» всей подвески (обычно задней) от более мощного и скоростного автомобиля. В этом случае не обойтись без такой трудоемкой и дорогостоящей операции, как вваривание в стандартный каркас кузова кронштейнов (а то и всего днища) от «донора».

Чаще всего силовую структуру кузова переделывать не обязательно, можно ограничиться установкой распорки на кронштейны стоек передней подвески. Такие узлы выпускаются многими тюнинговыми ателье, стоят недорого, а эффект, получаемый с их помощью, достаточно велик. В случае же радикального тюнинга, сопряженного с многократным увеличением мощности, придется заняться усилением несущей основы кузова. Чаще всего это косынки и распорки, места установки которых подсказаны раллийным опытом эксплуатации данной модели автомобиля. Можно пойти и дальше, установив трубчатые усилители днища. Самым экстремальным решением является вварной каркас безопасности, подобный гоночному, но его применение вряд ли можно рекомендовать для машины повседневной эксплуатации.

Получившийся после всех таких переделок «волк в овечьей шкуре» внешне от оригинала отличаться почти не будет, и это хорошо, если вы предпочитаете не афишировать полноту своего кошелька. Но если вы не прочь придать своему автомобилю еще и внешнюю индивидуальность — к вашим услугам множество наборов, позволяющих изменить (радикально или не слишком) дизайн машины. Причем зачастую такие узлы и детали могут прямо или косвенно влиять на ее ходовые качества. Например, так называемая аэродинамическая обвеска: спойлеры, юбки, антикрылья, дефлекторы и т. д. Эти пластиковые детали, помимо придания машине более спортивного облика, увеличивают прижимающую силу, действующую на колеса (точнее, компенсируют подъемную силу, создаваемую кузовом). Некоторые из них — передний и задний спойлеры, накладки, сглаживающие переходы кузовных деталей — способствуют снижению аэродинамического сопротивления. Но только в том случае, когда обвеска была тщательно и профессионально проработана в аэродинамической трубе. Особенно это справедливо для задних спойлеров, изменение расположения которых на какие-то пару сантиметров может дать результат, противоположный желаемому.

Еще один способ снижения лобового сопротивления кузова, причем абсолютно беспроигрышный, — это так называемый чопперинг (от английского chop — рубить) — понижение уровня крыши с помощью укорачивания стоек. Операция эта, несмотря на внешнюю простоту, крайне трудоемкая — практически речь идет о новом верхе, скроенном с использованием кусков старого. При этом не забудьте о проблеме «обрезания» стекол. А главное, такая «перестройка» верха кузова приводит к уменьшению жизненного пространства в салоне и снижению прочности несущей структуры — любой сварной шов уменьшает прочность узла по сравнению с цельной деталью.

Заботясь о ходовых качествах машины, не стоит забывать о себе, ведь в комфорте вы уже и так сильно потеряли. Скрасить пребывание в автомобиле, лучше почувствовать его, реализовать его новые возможности помогут фирмы, выпускающие аксессуары для оснащения салона — спортивные сиденья, рулевые колеса, набалдашники на рычаг КПП. Выбор зависит от ваших финансовых возможностей и представлений об эргономике водительского места.

Несколько слов о безопасности. Аварии происходят не только с соседями, да и допустить ошибку, управляя тюнингованным автомобилем, намного проще, чем сидя за рулем заурядной машины. Лучше, если ремни безопасности будут спортивными четырехточечными. Не помешает система аварийного пожаротушения в любом виде: от полноценной FIA для гоночных автомобилей до простого подкапотного огнетушителя, автоматически срабатывающего при повышении температуры. На повышение безопасности «работают» и более мощные, правильно отрегулированные фары головного света, прожекторы и противотуманки. Не вредно дополнительно выделить машину в потоке. Например, за счет раскраски.

Впрочем, повторимся, многое здесь — дело вкуса и финансовых возможностей. Какие методы и решения использовать при «накручивании» машины — решать вам. Но не забывайте, что многие переделки — рулевого управления, тормозной системы и т.п. — действующими правилами запрещены.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Общая информация


Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!

Яндекс.Метрика