Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Переведи взгляд на обочину

Ближний свет фар автомобилей с правым расположением руля - основной источник возможных ДТП на дорогах с правосторонним расположением, в особенности на наших, необустроенных. Фары “японцев” создают световой пучок, по конфигурации противоположный (относительно продольной оси дороги) нашему отечественному. А это значит, что они недостаточно освещают правую сторону дороги и с избытком светят в глаза водителям встречных автомобилей, ослепляя их.

Пути адаптации “правых” фар известны специалистам. Но прежде чем рассмотреть их более детально, необходимо подчеркнуть, что любые операции с фарами, изменяющие их конструкцию, должны быть под строгим контролем. А точно профотометрировать результаты переделки в “домашних” условиях весьма и весьма сложно. Поэтому будем рассматривать те варианты, которые исключают вмешательство в конструкцию. Кстати, делать это самостоятельно кустарным способом запрещено комиссией по внутреннему транспорту ЕЭК ООН - фары наряду с рулевым управлением и тормозными системами - существенный элемент безопасности движения. Как же, не изменяя конструкции, заставить светить фары “японцев” так, как нужно?

Вот что по этому поводу советует сотрудник НПО “Автоэлектроника” К.Левитин:

- Самый эффективный способ - сделать световой пучок симметричным относительно продольной оси дороги, исключив тем самым опасное засвечивание встречной полосы. По такому принципу работают известные всем и широко применяемые противотуманные фары.

Для того, чтобы фары равномерно освещали левую и правую стороны дороги, достаточно на рассеиватель в определенном месте наклеивать специальные маски из светонепроницаемого материала. Кстати, так и поступают на французском берегу Ла-Манша, когда приходит паром из Англии. Здесь английские автомобили сразу же подвергаются доработке. Их фары закрываются специальными наружными масками в виде наклеек. Результат - световой пучок в режиме “ближний свет” становится почти симметричным и потому не слепит встречных водителей. Точно указать месторасположение наклеек невозможно, так как для каждой модели оно свое. Найти его можно, проэкспериментировав с включенными фарами перед экраном. Основной недостаток наклеек - недолговечность. Под воздействием песчинок, мелких камней, стеклоочистителей, осадков и т. д. маска приходит в негодность и отклеивается.

Но лучше всего другой рецепт. Исходя из того, что, как было сказано, противотуманные фары дают нужный нам симметричный широкий низкостелющийся пучок света, стоит порекомендовать применение противотуманного света вместо ближнего. На многих японских автомобилях в блок-фару встроены противотуманные фары. В таком случае переделка вообще не требуется - достаточно схемного переключения. Попросту говоря, клемму, идущую к нитям ближнего света, надо перебросить на “противотуманки”.

Если противотуманок нет, придется дополнительно устанавливать обычные противотуманные фары. В этом случае по сравнению с фарами ближнего света уровень освещенности проезжей части будет заметно ниже (примерно в 1,5 раза), зато увеличивается ширина обзора (прекрасно освещаются обочины и повороты). Тем не менее водитель не вправе забывать о потере в освещенности и должен на 10-15% снизить скорость движения в темное время.

Есть умельцы, утверждающие, что переделать фары “правые” на “левые” можно за полчаса: повернуть лампу и пропилить отражатель. Действительно, в лампе существует экран, ориентация которого формирует необходимую для правостороннего (или левостороннего) движения асимметрию светового пучка. Если повернуть лампу по часовой стрелке вокруг оси на 15О, можно добиться желаемого светораспределения, и все-таки есть здесь свои “но”. Во-первых, совершенно по-другому спроектированный рассеиватель не позволит сделать такую переделку идеальной. Следы нежелательной засветки (а вместе с ней и ослепления встречных авто) останутся. Во-вторых, подход к оптическому прибору с напильником (независимо от квалификации умельца) просто недопустим. И хотя теоретически здравый смысл в этих действиях есть, но это уже не регулировка фары, а изменение ее конструкции. А изменениями основных элементов активной безопасности автомобиля вправе заниматься лишь завод-изготовитель - настолько это ответственное дело. Всякое неквалифицированное вмешательство в систему светораспределения может привести к аварии.

Подведем итог. Приемлемыми можно считать два варианта изменения ориентации света фар: либо специальной маской, либо использованием “противотуманок”. Для владельцев японских машин предпочтительнее последний. Есть и еще один путь - купить новые фары, ориентированные для правостороннего движения (японская промышленность такие выпускает). Однако это, скажем прямо, нереально, поскольку стоимость замены будет соизмерима с ценой самого автомобиля, за которую наши россияне приобрели его в Японии.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Оптика

Комментариев: 1

  1. Алексей :

    В статье не понял одного… То есть предлогается в противотуманки впихнуть обычную лампу? И если бы Япошки действительно выпускали такие фары, которые орентированы на правую сторону, то их бы давно ввезли на рынок.

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!