Существуют три главных причины повреждения турбокомпрессоров:
- недостаток масла;
- попадание посторонних предметов;
- загрязненное масло.
Недостаток масла
Первыми выходят из строя из-за недостатка масла подшипники. После выхода из строя одного или нескольких подшипников могут последовать другие повреждения, такие как трение роторов турбины и компрессора, износ уплотнительных колец. В худшем случае может даже треснуть ось турбины.
В нормальных условиях ось и подшипники работают при температурах 60-90°С. В случае нехватки масла резко увеличивается теплоотдача на ротор турбины. Это тепло в совокупности с теплом, выделяющимся при трении в подшипниках, поднимает температуру оси до приблизительно 400°С, приводя к коксованию остатка масла и вызывая перегрев оси.
Кроме того, перегреваются все подшипники и корпус оси. Последний деформируется, а материал подшипников наваривается на ось турбокомпрессора.
В случае биения оси возникают значительные повреждения на внешних частях впускного канала, а уплотнительные кольца утрачивают свои свойства.
При высокой температуре, возникающей вследствие трения при биении оси, алюминиевые подшипники плавятся. Бронзовые подшипники в случае перегрева теряют оловянный слой и изменяют цвет.
Попадание посторонних предметов
Повреждения ротора компрессора могут быть вызваны множеством причин. Например, если во впускной канал компрессора попадает твердый предмет, края лопаток ротора компрессора сбиваются, а если мягкий (кусок ткани или резины) – гнутся.
Абразивные материалы, такие как песок или грязь, быстро сошлифовывают лопатки ротора компрессора. Это может быть вызвано утечкой между воздушным фильтром и турбокомпрессором. Следствием этого явления будет также разбалансировка оси и роторов турбины и компрессора. После этого дальнейшие повреждения неизбежны.
Разбалансированый ротор может повредить подшипники. При скоростях вращения, достигающих 130.000 об/мин, даже легкий дисбаланс может увеличиться до огромных размеров.
Загрязненное масло
Турбокомпрессор смазывается фильтруемым маслом. При загрязнении масла происходят повреждения деталей. Густое масло задерживается на внутренних перегородках корпуса оси и снижает герметичность, вызывая большие утечки масла. Густое масло может также закоксоваться под воздействием тепла и затем стать причиной последующих повреждений подшипников и уплотнений.
Загрязнения могут даже глубоко процарапать внешнюю поверхность подшипника. Что касается алюминиевых вкладышей, загрязнения могут задерживаться на их поверхности и вследствие этого вызывать значительные отложения на оси подшипника и в его корпусе.
Отложение закоксованного масла на роторе турбины может быть вызвано дефектом системы герметичности турбокомпрессора, загрязненным маслом в корпусе оси или оттоком масла в систему выпуска из-за сильного износа самого двигателя. Это может быть также вызвано повышенным давлением в масляном картере двигателя, засорением сливного маслопровода турбокомпрессора или загрязнением воздушного фильтра.
В заключение следует отметить, что всех вышеописанных неисправностей можно избежать при правильном и регулярном обслуживании двигателя.
Неисправности турбокомпрессоров:
- Снижение мощности двигателя
- Черный дым из выхлопной трубы
- Возросший расход масла
- Синий дым из выхлопной трубы
- Шум при работе турбокомпрессора
- Неполное сгорание топлива
- Утечка масла в компрессоре
- Утечка масла в турбине
Порядковый номер неисправности | Возможная причина | Способ устранения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
+ | + | + | + | + | Засорен воздушный фильтр | Замените воздушный фильтр | |||
+ | + | + | + | + | + | Засорен канал подвода воздуха к турбокомпрессору | Очистите или замените канал | ||
+ | + | + | Канал отвода воздуха из компрессора засорен у впускного патрубка | Очистите или замените канал | |||||
+ | + | + | + | + | Засорен впускной патрубок | Очистите или замените патрубок | |||
+ | + | + | + | + | Потеря герметичности между воздушным фильтром и турбокомпрессором | Устраните утечку, подтянув хомуты, или замените дефектные элементы | |||
+ | + | + | + | + | + | Утечка воздуха под уплотнением впускного патрубка | Замените уплотнение, проверьте затяжку соединений | ||
+ | + | + | Засорен выпускной коллектор | Очистите коллектор | |||||
+ | + | + | + | Засорена система выпуска | Очистите систему или замените дефектные элементы | ||||
+ | + | + | + | Утечка отработавших газов под уплотнением выпускного коллектора | Замените уплотнение. Проверьте затяжку соединений | ||||
+ | Утечка отработавших газов из системы выпуска | Отремонтируйте или замените дефектный элемент | |||||||
+ | + | + | + | Засорен сливной маслопровод турбокомпрессора | Очистите маслопровод, при необходимости замените | ||||
+ | + | + | + | Засорен сапун масляного картера двигателя | Очистите сапун | ||||
+ | + | + | + | Засорен или закоксован корпус оси турбокомпрессора | Замените моторное масло. Отремонтируйте или замените турбокомпрессор | ||||
+ | + | Плохо отрегулирована система питания топливом | Отрегулируйте или замените дефектные элементы | ||||||
+ | + | Неправильная установка распредвала | Отрегулируйте положение вала или замените вал | ||||||
+ | + | + | + | + | + | Изношен двигатель | Отремонтируйте или замените двигатель | ||
+ | + | + | + | + | + | Внутренние неисправности в двигателе (поршни, клапаны) | |||
+ | + | + | + | + | + | + | + | Засорен компрессор | Очистите компрессор мягкой щеткой и внимательно осмотрите. Замените масло и масляный фильтр |
+ | + | + | + | + | + | + | Поврежден турбокомпрессор | Проверьте турбокомпрессор, установите причину неисправности | |
+ | Плохо отрегулирован регулятор давления | Проверьте правильность работы регулятора |
Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель