Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей


Турбонаддув

Вышеописанная история приключилась с турбонаддувом фирмы Toyota СТ-20 (движок 2LT). Аналогичные ситуации были и с другими турбонаддувами Toyota — СТ-9, СТ-12. Но данная неисправность – не самая страшная. Еще возможна ситуация, когда из-за перепадов температур и старости возникает трещина в конце кольцевого канала улитки турбины. Распространяясь дальше, она может привести к разрыву окна байпасного клапана и, в результате, к полному выходу турбонаддува из строя. Ремонт в этом случае невозможен. Подобные моменты делают ремонт турбонаддува фирмы Toyota похожим на лотерею — кому как повезет: может проработать и два месяца, и два года. Поэтому лучше всего заменить турбонаддув на новый, хотя это и значительно дороже.

Аналогичные неприятности часто случаются с турбонаддувами Garret, изготовленными в Японии, крайне редко - с турбонаддувами фирмы Mitsubishi, но никогда не встречалась нам на турбонаддувах Nissan. Последние, несмотря на большие неудобства при снятии/постановке и разборке/сборке, поражают своей добротностью. Встречаются они и на тойотовском двигателе MTEU. но уже без надписи Nissan Motors. Заменить их можно турбонаддувом от двигателя VG-20.

Если у вашей машины пошел интенсивный белый дым из глушителя и упала мощность — турбонаддув надо срочно сдавать в ремонт или менять на новый, так како в нем изношены подшипники и уплотнительное кольцо около крыльчатки турбины. В результате масло под давлением устремляется в выхлопную трубу, где испаряется и вылетает наружу, создавая дымовую завесу. Расход масла может возрасти до 2-3 литров на 100 км пробега. Бывает, что дымовой завесы нет, но автомобиль не может развить мощность, лампочка «TURBO» не загорается, у дизельных двигателей появляется постоянный черный дым на оборотах. Все эти признаки говорят о том, что турбонаддув скорее всего тоже изношен, и к тому же основательно забит нагаром, поэтому компрессор из-за повышенного сопротивления вращению не развивает рабочих оборотов, а двигателю не хватает воздуха. Эта неисправность характерна в основном для турбонаддувов Nissan Motors и Garret.

Стоит сказать несколько слов о процессе снятия и установки турбонаддува. При демонтаже очень неудобно, а порой просто тяжело отсоединить турбонаддув от выхлопного коллектора и приемной трубы глушителя. Поэтому многие автомеханики, стремясь сделать все как можно проще, допускают распространенную ошибку: они снимают стяжной хомут между улиткой турбины и корпусом, а затем с помощью молотка и зубила снимают турбонаддув. В результате они деформируют посадочные плоскости и гнут вал турбины. Теперь эти железки можно только выбросить. Снимать турбонаддув надо целиком, только после этого можно отсоединять улитку турбины, так как эта операция сама по себе требует зачастую больших физических усилий.

При демонтаже надо внимательно и очень аккуратно обращаться с подающей трубкой масляной системы. Она имеет очень тонкие стенки, ее легко можно перегнуть, и турбонаддув, сев на голодный масляный паек, проработает после такого ремонта очень недолго. Порой хватает 15-20 мин, чтобы окончательно привести в негодность только что отремонтированный или новый агрегат.

При установке турбонаддува сложностей обычно не возникает, хотя есть некоторые тонкости: перед установкой через сливное отверстие в турбонаддув надо залить 30-50 граммов моторного масла (в зависимости от размеров) и пальцем (пальцем, а не отверткой) повращать вал. После этого масло можно слить, так как свою роль оно уже выполнило, масляная пленка на деталях теперь есть, а при установке турбонаддува на место вы все равно разольете это масло или на себя, или на двигатель. Затем еще раз убедитесь в исправности масляной магистрали, проверьте, чтобы в турбонаддув не попали посторонние предметы, и установите турбонаддув на место. Итак, турбонаддув установлен, все подсоединено, можно заводить. Не спешите. Заведите двигатель, дайте ему прогреться до рабочей температуры, и лишь когда двигатель и турбонаддув прогреются, начинайте постепенно увеличивать обороты. 1500 об/мин — на 5-10 секунд задержитесь и прислушайтесь к работе турбонаддува. Затем сбросьте обороты секунд на 20-30. Увеличьте обороты до 2000 и проделайте все то же самое. И так вплоть до красной зоны. Примерно на 2500-3000 об/мин должен появиться характерный звук работающего турбонаддува - легкий чистый свист. Особенно отчетливо этот звук слышен в течение нескольких секунд при резком сбросе оборотов. Если в процессе запуска послышался металлический звук на каких-то оборотах и выше (звук характерный и отличный от звука, издаваемого исправным турбонаддувом), не насилуйте напрасно турбонаддув, он не притрется, а неприятности могут быть. Следует сразу заглушить двигатель, снять турбонаддув, найти и устранить причину этого звука. Однако прежде чем снимать, вспомните, что очень похожий звук издает ненатянутый ремень генератора. Поэтому если есть подозрения, что это он может быть источником подобного звука, смочите ремень водой. Звук исчез? Значит, причина действительно была в ремне, и его надо подтянуть. Остался? Значит, надо все-таки снимать турбонаддув и искать неисправность в нем. После замены или ремонта турбонаддува желательно сразу же заменить масло и фильтр. А лучше это сделать еще перед демонтажем, чтобы новый турбонаддув сразу работал на чистом масле. Как видите, ничего сложного в эксплуатации турбонаддува нет, требуется лишь элементарная аккуратность: вовремя меняйте масло и масляный фильтр, используйте нужные сорта масла, не перегревайте турбонаддув (к перегреву приводят неисправности в системе зажигания или впрыска, длительная езда на высоких оборотах). Следите за состоянием воздушного фильтра, так как забитый воздушный фильтр создает повышенное сопротивление на всасывании и производительность компрессора резко снижается. Порванный фильтр пропускает частицы пыли, которые, соударяясь с крыльчаткой компрессора на высокой скорости, изнашивают ее, а заодно и двигатель.

Таким образом, срок службы турбонаддува, в основном, зависит от вашего с ним обращения. Выполняя перечисленные выше рекомендации, вы сможете избавить себя от лишних проблем. Но если возникли какие-то неполадки с турбонаддувом, не затягивайте с ремонтом, так как порой хватает нескольких дней для того, чтобы сделать ремонт вашего турбонаддува невозможным. Если турбонаддув не подлежит ремонту, а заменить его нечем, можно попытаться заменить его турбонаддувом с другой модели, от двигателя, обладающего примерно такими же характеристиками, хотя это тоже не всегда возможно и связано с большими переделками. Работать такой турбонаддув будет, хотя и хуже штатного, да и стоить это будет дороже, чем просто ремонт турбонаддува. Но этот путь все-таки лучше, чем заглушка на месте турбонаддува, потому что двигатель изначально все-таки был изготовлен для работы с турбонаддувом и очень отличается от такого же двигателя без турбонаддува (например, двигатели 2L и 2LT). У турбинированного двигателя усилены вкладыши, более мощный коленвал, совершенно другие фазы газораспределения, по-другому отрегулированы и настроены топливная аппаратура, система зажигания и т.д. К тому же машина с заглушенным турбонаддувом по динамике напоминает утюг. И если тот же Nissan Largo даже с работающим турбонаддувом не отличается особой резвостью, то об автомобиле с заглушенным и говорить нечего.

Но если вам все же придется заглушить турбонаддув, постарайтесь сделать это грамотно, не создавая лишнего сопротивления на всасывании и выхлопе, это ослабляет и без того ослабленный двигатель. А лучше походите по разборкам и постарайтесь найти свой агрегат, пусть не рабочий, но подлежащий восстановлению. Это окупится и сбереженными при езде нервами, и возможностью лишний раз не попасть в аварийную ситуацию.

Автор неизвестен

Страницы: 1 2

Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель


Комментариев: 8

  1. Данилов Михаил :

    Очень хотелось бы получить совет. Почему пальцем крыльчатка турбины прокручивается легко, а при работающем двигателе не включается и на панели индикатор TURBO молчит, не реагирует. Двигатель СА18ЕТ Ниссан GAZELLE.

    [Ответить на комментарий]

  2. Николай :

    Очень хотелось бы узнать, получить дельную информацию по поводу двигателя D4D, стоящего на Тойота Превии 2003 года выпуска. После того как я выбросил катализатор из выхлопной системы у меня начала выскакывать команда 34. В частности, из росшифровки один из пунктов: предельная раскрутка турбины. Как это можно побороть? Заранее благодарен.

    [Ответить на комментарий]

  3. Владимир :

    Мне не понятно, почему нельзя сделать привод турбины, допустим, от ремня ГРМ или дополнительного промежуточного вала, ведь тогда она станет менее массивной и отпадет проблема охлаждения воздуха, подаваемого турбиной в камеру сгорания, и пропадет необходимость в интеркулере, который тоже требует пространства.

    [Ответить на комментарий]

    Владимир :

    А это, Владимир, какой-такой ГРМ с промежуточным валом Вы собираетесь раскрутить до 120тыс об.? Тогда подумаем над охлаждением этого самого вала :-) Статья дельная и доходчивая. Теперь даже я понял, что такое турбонаддув! Спасибо!

    [Ответить на комментарий]

    Александ :

    Так ведь есть компрессора. Но у них меньше эффективность. Так что всё уже придумано.

    [Ответить на комментарий]

  4. Сергей :

    У меня на превии турбина начинает срабатывать на 3600 оборотов, в чем может быть причина?

    [Ответить на комментарий]

    Александ :

    Так нет сопротивления в выпускном тракте, вот и крутиться больше чем положено. Поставьте заглушку или что-то в этом роде.

    [Ответить на комментарий]

  5. Алла :

    Подскажите, можно ли заливать масло G-ENERGY G-Profi MSI 10W40 для хино ренжер с турбодвигателем

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!

Яндекс.Метрика