Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Безразборная диагностика двигателя

1. Замер компрессии в цилиндрах двигателя компрессометром

Причиной низкого давления могут быть износ поршневой группы, либо неполадки в клапанной системе, реже пробой прокладки и совсем редко можно предположить трещину в блоке цилиндров или в гильзах - в зависимости от конструкции двигателя. Установить точный диагноз позволяет многократный замер компрессии во всех цилиндрах в разных режимах работы автомобиля. Если давление в начальный момент после запуска мотора будет низким, но затем восстановится или хотя бы повысится на несколько единиц - причину, скорее всего, стоит искать в поршневой. Чтобы убедиться в таком диагнозе, залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 мл моторного масла и вновь проведите измерение. Если давление в цилиндре повысилось - то версия износа поршневой подтверждается. Если нет - могут быть два объяснения:

  1. Вариант износа клапана хоть и маловероятен (в большинстве случаев залегание клапана приводит к постоянно низкой компрессии), но все-таки возможен: например, если дефект не успел еще развиться в полной мере или клапанный механизм просто работает нестабильно из-за люфта направляющей и связанного с ним перекоса.
  2. Может быть версия пробоя прокладки, убедиться в этом диагнозе можно сравнив показания компрессии в двух соседних цилиндрах: если в обоих выявятся схожие отклонения от нормы, то версия с прокладкой выходит на первый план. При измерении компрессии существенно влияет на результат положение дроссельной заслонки: при открытой дроссельной заслонке большое количество поступающего воздуха позволяет быстро накачивать его в цилиндры. Поэтому падение в них компрессии окажется на порядок меньшим, чем в случае замеров с закрытой дроссельной заслонкой. При проведении исследований имеет смысл применять два способ , так как сравнение результатов окажется дополнительным источником информации. При исправном двигателе существенной разницы не должно быть. Если же дельта окажется большой, в несколько единиц, то скорее всего причина низкой компрессии - неплотно прилегающие клапаны в одном или нескольких цилиндрах.

2. Диагностика по посторонним звукам в двигателе

Все звуки различаются по трем параметрам: локализации , тону и характеру проявления.

Если проанализировать шум в этом комплексе, то почти наверняка удастся установить причину возникновения шума.

  • Металлический лязг, который прослушивается в нижней части блока цилиндров и при этом не изменяется при изменении нагрузки - характерный признак неполадок с самим поршнем. Может быть изношен поршневой палец. А случается, что образуется трещина и на корпусе поршня.
  • Подобный же металлический лязг, но в верхней части мотора - стук клапанов. Хотя иногда схожие звуки могут появиться в связи с износом кулачков распредвала.
  • Глухой внутренний ритмичный стук, напоминающий стук в закрытую дверь, который отсекается при снятии нагрузки с конкретного цилиндра (лучше отключать с помощью диагностического тестера) и наоборот, усиливается при увеличении нагрузки - свидетельство износа шатунного вкладыша. Прослушивается такой звук в средней части блока. Коренной подшипник издает аналогичные звуки, которые проявляются даже при снятии нагрузки с цилиндра и локализуются в нижней части двигателя.
  • Похожий звук на а/м с АКПП появляется при возникновении трещины на приводном диске. Стук будет прослушиваться в задней части агрегата при изменении нагрузки на двигатель
  • Высокочастотный стук, напоминающий звон детской погремушки, скорее всего говорит о появлении в масляном поддоне или выпускном тракте мелкой детали. Возможно она отвалилась от какого-то механизма или попала в двигатель каким-либо другим способом.
  • Цоканье, напоминающее удары мраморных шариков, четко локализованное в определенной части двигателя, говорит об износе деталей привода ремня ГРМ или ремней привода вспомогательных агрегатов: роликов, натяжителей и т.п. Обычно найти "виновника" достаточно легко благодаря четкой локализации звука.
  • Завывающий гул, обладающий эффектом эха, который усиливается и превращается в монотонное гудение при увеличении оборотов двигателя - признак повреждения генератора.

3. Бумажный тест

Это диагностика малозаметной невооруженному глазу неритмичности работы двигателя. Запускается двигатель до полного прогрева. Когда двигатель наберет рабочие обороты, к выхлопной трубе подносится обычный стандартный лист бумаги. Под действием выхлопных газов, выходящих из выпускного тракта с постоянным давлением, лист должен отстраниться на определенный угол и застыть в таком положении. Если же он периодически и ритмично станет проваливаться в направлении к трубе – значит один из цилиндров работает с неполной мощностью. Этот дефект может быть связан, например, с неисправностью системы впрыска или зажигания. С них и стоит начать диагностику. Если эта диагностика не выявит неисправности в них, тогда необходимо анализировать работу клапанов, поршневой группы и т.д.

4. Метод баланса мощности двигателя

Метод основан на том, что при возникновении неполадок в каком-то цилиндре его доля в общей создаваемой двигателем мощности падает. Технология следующая: заводится и прогревается двигатель. Затем поочередно, один за другим, отключаются цилиндры (отключение на новых автомобилях производят программно, а на старых машинах можно отключать в/в провода от свечей, но только при этом в разъем провода нужно вставить другую свечу и заземлить ее на корпус автомобиля - это важно, чтобы избежать перегрузки на катушке). После отключения каждого цилиндра фиксируют падение оборотов двигателя. В идеале оно должно составлять 1/4 часть (1/6 , 1/8 и т.п.- в зависимости от количества цилиндров) от первоначального количества оборотов. Если она окажется меньшей, можно предположить что с цилиндром что-то не так. В этом случае подсоедините к автомобилю газогенератор. По составу смеси иногда удается определить, в чем причина неритмичной работы двигателя: либо подается слишком бедная смесь, либо свечи уже перестали работать в полную силу, либо изношена поршневая и т.п.

На современных автомобилях полезным бывает понаблюдать за тем, как электроника пытается компенсировать потерю мощности в одном цилиндре увеличением длительности впрыска в других. Если она это не делает - вполне возможно, что причина неритмичной работы двигателя - некорректная работа контроллера.

5. Вакуумный метод диагностики

Этот метод выявляет неисправности в системе впуска-выпуска двигателя. Методика следующая: на прогретом двигателе отключают зажигание и подачу топлива, к точке отбора воздуха на впускном коллекторе подключают вакуумный измеритель. Затем двигатель проворачивают стартером и по показаниям прибора оценивается разряжение в задроссельном пространстве. Если характеризующая его величина стабильна и соответствует предписаниям производителя - все в порядке, система клапанов работает в штатном режиме. Если же стрелка прибора начинает скакать - где-то что-то не так с прилеганием клапанов. Бывает еще один вариант, когда показания прибора стабильны, но не высоки. Чаще всего такой результат измерений говорит о закоксованности клапанов.

Источник - AutoPeople.ru

Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!