Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Неисправности датчика дроссельной заслонки TPS и способы его регулировки

TPS относится к таким электронным устройствам, при неисправности которых блок управления двигателем ECM сразу же сигнализирует водителю об этом «зажиганием» лампочки «CHEK» на приборной панели. То-есть TPS – это один из основных датчиков всей автомобильной электроники. И действительно, показания TPS для блока управления ECM являются одними из основных. Вед они служат и для расчета топливной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, и для коррекции момента зажигания, и для правильной работы АКПП, и для работы системы EGR и так далее.

Однако сигнал "CHEK" загорается лишь в том случае, если произойдет что-то типа обрыва или замыкания цепи внутри самого датчика TPS, или между датчиком и блоком управления ECM. А вот если у датчика просто сбились настройки, то никакого явного предупреждающего сигнала на приборной панели вы можете и не увидеть, ведь возможности самодиагностики автомобилей не безграничны. Поэтому зачастую проверять и регулировать датчик дроссельной заслонки приходится самостоятельно, на основании косвенных признаков.

Из-за неисправности или неправильной резулировки (Throttle Posicion Sensor, TPS) у автомобиля могут проявляться следующие неисправности:

  • «неуверенный» или затрудненный запуск двигателя
  • повышенный расход топлива
  • увеличенные обороты холостого хода
  • «провалы» при наборе скорости
  • на машине с АКПП: «дергания» при переключении передач,невключение или затрудненное включение повышенной передачи

Как правильно проверять и регулировать TPS

  • Начнем с того, что включим зажигание и посмотрим на панель приборов: не горит ли на ней лампочка «CHEK»?
  • Если лампочка не горит – открываем капот и «подбираемся» к датчику положения дроссельной заслонки.
  • Для измерений лучше всего пользоваться мультиметром.
  • Первое, что нам надо проверить – «есть ли минус».
  • Не включая зажигания, прокалываем поочередно каждый провод и находим «массу».
  • Теперь нам надо удостовериться в том, что на TPS подается питание.
    Примечание: на разных типах и моделях машин «питание» для TPS может быть разным – как и 5 вольт, так и напряжение АКБ, то есть 12 вольт.
  • Включаем зажигание и таким же способом,прокалывая поочередно каждый провод, находим «питание».

Ну а теперь надо выяснить две достаточно важные вещи:

  • происходит ли размыкание контактов холостого хода (IDL)
  • состояние «пленочного переменного резистора», то есть, нет ли на «дорожке» TPS обрывов,потертостей или чего-то подобного, что будет искажать «картину» работы TPS для блока управления ECM.

Контакт IDL (контакт холостого хода) обычно располагается вторым сверху или снизу на разъеме TPS.

«Садимся» на него щупом мультиметра и начинаем осторожно вручную двигать дроссельную заслонку. При правильно отрегулированном TPS, сразу же после начала движения заслонки напряжение на шкале приборе резко изменится – от «0» до напряжения АКБ. Это значит, что контакт IDL работает (о его регулировках чуть ниже).

Теперь проверим плавность работы TPS.

Блок управления ECM - это обыкновенное электронное устройство, которое не может «ни думать,ни мыслить». Оно только «перерабатывает» полученную информацию. У ECM в памяти «зашиты» еще на заводе-изготовителе те показания TPS, которые являются «правильными». И получив от TPS сигнал «напряжением X вольт», блок управления «понимает», на какой угол открыта дроссельная заслонка, какую информацию ему «передать» в блок управления АКПП, сколько топлива «дать» на инжектора и так далее.

Но все это – только в том случае, если при открытии дроссельной заслонки напряжение возрастает плавно, без «скачков и провалов». То есть, если расположенный внутри TPS «пленочный переменный резистор» не имеет потертостей,обрывов и так далее.

Эту позицию мы проверяем просто: «садимся» щупом мультиметра на оставшийся провод, включаем зажигание и начинаем медленно-медленно двигать дроссельную заслону, одновременно наблюдая за показаниями мультиметра. Напряжение должно возрастать очень плавно: 0.65…0.66…0.67…0.68… и так далее.

То есть, не должны наблюдаться ни провалы, ни скачки по напряжению.

Если же они присутствуют – блок управления будет «получать» неправильную информацию и в результате – двигатель будет работать «некорректно». То есть будет иметь все те неисправности (или какие-то из них), о которых написано выше.

Регулировка дроссельной заслонки

Регулировку TPS надо начинать со снятия гофрированной трубки, по которой воздух поступает во впускной коллектор. И первым делом посмотреть состояние дроссельной заслонки: закрыта ли она или ей мешают грязь, смолистые отложения и прочие препятствия?

Чтобы долго не думать, надо взять чистую ветошь, смочить ее в бензине, а потом «насухо и начисто» протереть как и заслонку, так и канал впускного коллектора.

Далее все делаем «пошагово».

Шаг 1 – начальная регулировка дроссельной заслонки. Для этого «отпускаем» ее упорный винт, «взводим» заслонку до предела и резко отпускаем.

Слышим щелчок удара заслонки об упор.

Далее начинаем подкручивать упорный винт дроссельной заслонки и с каждый таким подкручиванием – «щелкаем» заслонкой, проверяя тем самым такой важный момент: когда дроссельная заслонка перестанет «закусывать». Как только это произошло – «контрим» упорный винт дроссельной заслонки стопорной гайкой и переходим к следующему пункту-

Шаг 2 - установка IDL. В «этом шаге» мы должны правильно выставить такое положение датчика положения дроссельной заслонки, при котором будет происходить «правильное» размыкание (замыкание) контактов IDL непосредственно внутри самого TPS.

Для этого «отпускаем» винты TPS (мультиметр уже подсоединен к контакту IDL) и вставляем щуп толщиной «N» между дроссельной заслонкой и ее упорным винтом.

Осторожным поворотом самого датчика дроссельной заслонки добиваемся такого момента, когда при открывании дроссельной заслонки стрелка прибора начинает свое движение.

Фиксируем винты.

Все – это и есть «истинный момент начала отсечки холостого хода».

Теперь немного о «щупе толщиной N» - для разных машин и разного года выпуска толщина его будет разной. Какой подходит для вашей - читайте мануал к автомобилю или ищите в справочниках.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель


Комментариев: 37

  1. Анонимно :

    Эксплуатирую Тойота ипсум 1999г уже 2года 1.5 г расход топлива в городском цикле состовлял 10-11 л но полгода назад что то произошло расход стал 16-20 л . Были заменены свечи провода кислородный датчик промыт впрыск компресия 14 очков давление насоса 4.5 .Подскажите пожалуйста из за чего может быть такой расход .

    [Ответить на комментарий]

    Сергей :

    Думаю то, что неправильно настроен карбюратор, но честно скажу - не знаю, а может клапана неправильно отрегулированы, либо что то с зажиганием. Да, и еще важный фактор - проверьте воздушный фильтр, он играет большую роль в расходе топлива, при том случае, если он уже изработался, то есть сильно засорен.

    [Ответить на комментарий]

  2. Сергей Чита :

    Огромное спасибо автору за такую подробную писанину, очень помогло. Ждем еще статей!

    [Ответить на комментарий]

  3. Виктор :

    Читал про это в мануалах , всё правильно на 5+. Браво!

    [Ответить на комментарий]

  4. Арчи :

    “Начнем с того, что включим зажигание и посмотрим на панель приборов: не горит ли на ней лампочка «CHEK»? Если лампочка не горит – открываем капот и «подбираемся» к датчику положения дроссельной заслонки.” - А если горит, а потом гаснет и уже не загорается?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Чек всегда горит при подаче питания, а как заведется - гаснет. Это норм.

    [Ответить на комментарий]

  5. Андрей :

    Большое спасибо за реальную помощь.

    [Ответить на комментарий]

  6. Юрий :

    Подскажите такой момент, чек не горит, и пропали холостые обороты, регулировкой не обойдусь? Или все-таки сразу поменять датчик др.заслонки? Мазда 6.

    [Ответить на комментарий]

  7. Александр :

    У меня когда я выжимал сцепление (ваз 21124) нереально росли обороты и просто когда стою обороты были более полутора тысяч. Поменял датчик положения дроссельной заслонки (это заняло 5 минут моего времени, 2 болтика и всё). Спасибо за помощь.

    [Ответить на комментарий]

  8. Андрей :

    У меня Хендай, но двигатель Мицубиси 2-х литровый, SONC. Двигатель работает нормально на холостых оборотах, заводиться тоже хорошо, но дергается при переключении передач, или когда сбрасываешь газ, а потом опять нажимаешь, при разгоне дергается несколько раз, а потом все нормально. Когда отключал датчик никаких изменений не происходило, поменял датчик - тоже никаких изменений. Датчик с тремя клеммами. Что же может быть? Помогите пожалуйста!

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    У меня такая же беда на камри 1az-fe, даже и не знаю что делать и на что в первую очередь обратить внимание. Дерганья со стороны АКПП при отпускании педали газа и бывает при разгоне.

    [Ответить на комментарий]

    Адель :

    Датчик распредвала посмотри.

    [Ответить на комментарий]

  9. Андрей :

    Походу форсунки засорились.

    [Ответить на комментарий]

  10. Сергей :

    После диагностики показало что плохо работают датчик холостого хода и датчик оборотов двигателя на Mitsubishi Libero 2000-го года, двигатель 4G15. Но где в Томске их можно купить?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Датчик ХХ стоит 22тыс рублей.

    [Ответить на комментарий]

  11. Саша :

    Такая проблема: ехал, в дороге стала машина дергаться, стал двигатель троить. Менял свечи, трамблер, брони провода, изменений 0. Может дачки заслонки полетел, подскажите.

    [Ответить на комментарий]

  12. юрий :

    У меня авенсис 99года двиг 3sfe на механике, проблема такова - при движении на средних оборотах (2000) опускаешь резко педаль газа дергается машина дёргается и так же при плавном нажатии на этих же оборотах, поменял все фильтра, снял почистил заслонку, поменял свечи, бронепровода. Расход нормальный по городу 10-12 по трассе 7.5-8 л, на разгон тоже нормально. Подскажите реально в чём дело, а то приходится постоянно “топить” по городу, чтоб она не дёргалась.

    [Ответить на комментарий]

  13. Александр :

    У кого проблемы с диагностикой - пишите, помогу. По поводу авенсиса - из практики это расходомер оп не ремонтируется, его к замене. А дроссельную заслонку надо адаптировать.

    [Ответить на комментарий]

    юрий :

    Привет Александр, расскажи поподробней - что за расходомер и где он находится и как адаптировать дроссельную заслонку, можно по телефону так понятней будет. Если у тебя МТС то вообще удобно, у меня по России бесплатно 89133544462.

    [Ответить на комментарий]

    Евгений :

    Здравствуйте Александр проблема в том двиг 3с фе после прогрева не сбрасывает обороты держутся 1,5 тыщах

    [Ответить на комментарий]

    Евгений :

    Тойота Авенсис 1999 2.0 d4d. Горит “джеки чан”, на диагностике ошибка p1222, исправить не могут. Машина на горячую перестаёт тянуть, на педаль газа не реагирует. Почистил датчик расходомера и t воздуха. Теперь “джеки чан” загорается через 5 секунд после запуска. Раньше сразу горел. Посоветуйте что-нибудь.

    [Ответить на комментарий]

    Ольга :

    При переключении скорости (предположительно со 2 на 3) на машине Рено симбол с АКПП машина дергается, будто ее пнули, и загорается ошибка. После остановки и выключения двигателя, при запуске двигателя ошибка пропадает. В чем проблема, не подскажете?

    [Ответить на комментарий]

    Игорь :

    У меня тойота карина е двиг 3SFe, тоже дергается при сбрасывании оборотов и плавном наборе, иногда плавают обороты на холостом ходу, то душит до 550, то держит 900-1200, что это может быть?

    [Ответить на комментарий]

  14. Александр :

    Подскажите, менял стартер (полетел бендикс). Машина TLC 100 японец двигатель бензин 2uz-fe. После замены двигатель стал троить на холостом ходе, причем на холодную очень сильно троит, а когда прогреется более менее. Может при снятии и сборке стартера что то задел, так как чтобы снять стартер снимал впускной коллектор кучу трубок и фишек. Заранее благодарен!

    [Ответить на комментарий]

  15. Виталий :

    Подскажите, как правильно адаптировать дроссельную заслонку! У меня фабия-1.4, 16 клапанов. Горит чек, но не всегда! Сделал диагностику - сказали меняй заслонку! Заранее спасибо!

    [Ответить на комментарий]

  16. Александр :

    Александр здравствуйте! Пожалуйста помогите! На моей honda accord 2005 ictdi турбодизель, на любой передаче, начиная 1500 оборотов и примерно до 3000, машину, как будто что то притормаживает. Невозможно плавно тронуться с первой передачи, машина сильно дергается и также на первой передаче невозможно двигаться в пробке, если только на полувыжатом сцеплении. Чувствуются провалы и поэтому приходиться переходить на пониженную передачу. Предварительно подозрение пало на датчик хода дроссельной заслонки акселератора, оригинальная деталь не из дешевых. Заранее благодарен!

    [Ответить на комментарий]

  17. Михаил :

    Какой толщины должен быть щуп для РАВ 4, объем двигателя 2.0 1994 год. Заранее спасибо.

    [Ответить на комментарий]

  18. Алмат :

    Салам всем, у меня спейс руннер 92 го года 1,8 4G93, обороты вообще не падают высокие, после прогрева глохнет и не запускается

    [Ответить на комментарий]

  19. авенсис :

    У меня тайота авенсис 2005 года 2.0 д4. После полного прогрева до 85-90 градусов падают обороты до 600 и плавают то 700, то 500, то 600. Пропадает напряжение 11.6 показывает. Иногда отключает блок абs, Trc, Vsc. Начинает разрежать аккумулятор. Двигатель трясется нереально. Нажмешь газ - иногда глохнет, и вообще сама машина иногда глохнет при движении. До 3000 оборотов машина не едет вообще. После трех просыпается. Чистил заслонку - не помогает, проверял генератор - он нормальный, при оборотах 850-900 показывает 14.2. Иногда обороты держатся на 900, нажмешь педальку - и все заново. Диагностика ничего не показывает. Только катализаторы, и то вырезал, едешь по трассе при оборотах 2000 машина дергается, дроссель в одном месте типо адаптировали с компом bosh, такая же ерунда. Думаю если поменять вообще эту заслонку - поможет? Или просто надо как нибудь настроить? Помогите прошу. Уже во всех сто другом стал. Не знаю что делать.

    [Ответить на комментарий]

    Тимур :

    У меня такая же ерунда. Ездил к нашим умникам - тщетно. Правда в одном СТО разобрали дроссель, была выработка на шестерне. В общем подточили, поставили, месяц нормально ездил и теперь опять та же проблема. Подскажи чем у тебя все кончилось? Устал уже так вот 3 года ездию.

    [Ответить на комментарий]

  20. Сергей :

    Подскажите в чем проблема. После длительных поездок при остановке на светофоре глохнет или падают обороты, при переключении на нейтралку все норм. Коробка автомат. Где только не был - и у официалов, говорят все отлично с машиной. И промывал, и вакумник меняли. Если кто сталкивался - подскажите.

    [Ответить на комментарий]

  21. Александр :

    Митсубиси галант 1997 гв., двигатель 4G93. Как отрегулировать ДПДЗ, если можно поподробней как и куда подключать мультиметр.

    [Ответить на комментарий]

  22. Миша :

    Подскажите какие параметры должны быть у TPS датчика и как его регулировать на двигатель 3 СТ механическое ТНВД?

    [Ответить на комментарий]

  23. Иван :

    Сталкивался ли кто-нибудь с такой проблемой: на nissan ad VFY11 qg15DE во время движения (чаще при резком наборе оборотов) загорается чек. После полной остановки, например, на светофоре, гаснет (двигатель не обязательно глушить). Потом трогаюсь и снова загорается до следующей остановки. Бывало даже что чек загорается при заводе холодной машины, а после прогрева до рабочей температуры достаточно нажать на тормоз и чек перестает гореть. В чем может быть дело?

    [Ответить на комментарий]

  24. Анонимно :

    У знакомого тоже так было на ад Начал копать в датчиках, через год спрашиваю - в чем было дело? Говорит, помогла только замена цепи и звездочек ГРМ. На то время (3 года назад) ему обошлось в 7000 р вместе с работой. Надо начать с проверки датчиков.

    [Ответить на комментарий]

  25. Виталий :

    Подскажите пожалуйста, у меня хонда одиссей RA6 с двигателем f23a.
    Проблемма такая: после снятия и чистки дросельного узла появились хорошо ощутимые пинки при переключении передач, большой расход топлива стал, и затрудненный пуск, особенно в зимний период. Признаюсь, что когда чистил дросиль, то по незнанки открутил дадчик положения заслонки. Поставил его на глаз. Как правильно отрегулировать и какие зазоры выставлять между упорным винтом и дроселем. Какие показания должны быть на мультиметре при закрытой и открытой заслонке. Опишите по возможности по подробнее, измучился уже с этой проблемой, да и машину жалко с такой ездой. Зараннее благодарен!

    [Ответить на комментарий]

  26. женя :

    Подскажите, на мерседесе w168 на холодную заводиться с 10 раза, и если не держать раз в течении 5 минут глохнет и плавают обороты. Как прогреется плавают но не сильно. Потом на холостом ходу могут резко упасть, но не глохнет, а дергается. После того как заглушишь - заводиться с пол оборота, но когда нажимаешь на газ - не сразу откликается на педаль, надо минут чтоб 3-5 поработала, потом норм. Что это может быть?

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!