Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

О взаимозаменяемости Dextron II и III

Немного теории

В автоматических коробках переключения передач (далее АКПП) используется специальная жидкость (fluid), которую зачастую называют маслом – ATF. Исторически сложилось так, что законодателем в области установления стандартов в области жидкостей для АКПП является фирма General Motors (GM), на спецификации которой ориентируются как производители ATF, так и производители АКПП. Так, в 80-х годах действующей спецификацией GM был Dexron IID, который затем сменил Dexron IIE, а в 1993 году - Dexron III.

Различия между Dexron IIE и Dexron IID заключаются только в вязкости при низких температурах. То есть при рабочей температуре АКПП разницы в эксплуатационных свойствах IIE и IID практически нет. Ну разве что IIE имеет большую стабильность свойств на протяжении всего срока эксплуатации, так как является полностью синтетической жидкостью, а IID имеет минеральную основу. Однако в самом начале работы, пока коробка еще не прогрелась, различия очень существенны - вязкость Dexron IID при -40°С 45000 мПа с, а Dexron IIE при той же температуре 20000 мПа с. Отсюда видно, что «на холодную» двигателю значительно легче крутить АКПП с Dexron IIE . А вот между Dexron IID(E) и Dexron III существуют различия уже во фрикционных свойствах, что влияет на работу АКПП во всех режимах работы.

По взаимозаменяемости дексроны объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:

  • Dexron III заменяет Dexron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов, понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.
  • Dexron III не заменяет Dexron II, если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.
  • Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), так как не отличается эффективностью модификаторов и фактически является Dexron’ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.

И практики

Зачастую автолюбителю довольно трудно понять, что означают все эти различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике. На самом деле все довольно просто. Dexron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях холодной зимы. Он годится для регионов, где и -15 С бывает не часто. То есть его «ареал обитания» - юг европейской части России, Украина и несеверная Европа. Более низкотемпературным районам

придется выбирать между Dexron IIE и Dexron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Отсюда, казалось бы, следует логичный вывод для владельцев машин с АКПП, использующих Dextron II и проживающих в «морозных» широтах – им следует «лить» Dextron IIE. Однако тут может возникнуть проблема, которая заключается в том, что текущая спецификация - это Dexron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dexron III. А для старых машин продолжают выпускать Dexron IID. Почему IID, а не IIE? Потому что Dexron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dexron IID и тех, кому нужен Dexron III. В итоге купить Dextron IIE может стать настоящей проблемой. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM, допускает замену Dexron II на Dexron III. Получается, что можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dexron III вместо «родного» Dexron II. Так ли это на самом деле? Трудно сказать однозначно. Тут каждый решает для себя сам. Приведу только возможные последствия замены Dexron II на Dexron III в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF:

  • увеличение времени переключения передач, то есть коробка станет более «задумчивой», ведь диски будут проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III.
  • рывковый характер включения передач – то есть диски проскальзывали-проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом, по мере нарастания давления жидкости - бац и «схватились».

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Трансмиссия


Комментариев: 14

  1. Сергей :

    В TOYOTA-CORONA 1990г.(5A-FE, АКПП) после длительной стоянки (8-и более часов) при трогании с места нет переключения передач. На 1 обороты до 6500- затем рывок, и 2-я. После поедки в 3-5 км. все параметры восстанавливаются, АКПП функционирует в штатном режиме. После замены масла некоторое время АКПП работает нормально (7-10 тыс.км.), затем-опять с “затыками”. Это, как вариант, масло?

    [Ответить на комментарий]

  2. аноним :

    Люди, не лейте 3 за место 2, просто ищите хороший 2й (например кастрол - у него температура загустевания на уровне 3го). На 3-м передачи реально могут включаться рывками, проверено опытом (

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Полностью подтверждаю! Проверено опытным путем.

    [Ответить на комментарий]

  3. Александр :

    Спасибо “анониму” за совет! А какой был опыт?

    [Ответить на комментарий]

  4. Yuru :

    У меня на оборот, на холодную с рывком, а когда прогреется без рывка.

    [Ответить на комментарий]

  5. Сергей :

    Toyota Hilux Surf 1992. После замены 2 на 3 коробка стала конкретно переключаться с рывками. Не лейте 3й вместо 2го! До этого коробка работала гладко.

    [Ответить на комментарий]

  6. Глеб :

    Toyota Cresta GX61 1984, АКПП A42D1. Стоит лить декстрон-3?

    [Ответить на комментарий]

    Антон :

    Лей декстрон, тот, который указан на щупе АКПП твоего автомобиля.

    [Ответить на комментарий]

    Kolx :

    И какой лить в том случае, если на щупе надпись: “DEXRON DO NOT OVERFILL” и ничего другого?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Лей второй, у меня марк2 88 года GX71, на щупе написано декстрон 2.

    [Ответить на комментарий]

  7. михаил :

    В магазине моторные масла, предъявил свидеельство о регистрации ТС паджеро 2, 92г.вып, тд 2,5 лит.4д56. Молодые, умные менеджеры сказали - бери дед декстрон 3 (ликви мол), он классом выше, так что “кашу” не испортишь. Проехал 20 т.км. и напрочь лишился четвертой передачи. Ремонт посчитал бессмысленным, поставил контрактную. Это есть мой опыт. Контрактная АКПП попалась другой модификации, пришлось со своей коробки ставить “колокол”, гидроплиту и сухой картер. После установки залил декстрон 2, энеос. Проехав около двухсот км. слил масло, снял поддон, продул сжатым воздухом гидроплиту и масляный радиатор. Затем залил новое масло д2 (в гидротрансформаторе остается довольно много б/ушного масла, затем тщательно регулировал привод тросика гидроклапана).

    [Ответить на комментарий]

    Павел :

    Паджеро 92-го года?! Может быть масло не виновато, а время пришло? Я не масло защищаю, а тех кто может неправильно оценить Ваш опыт. Главный вопрос: ENEOS D2? Масло совсем плохое? Можно только для промывки коробки использовать? Или и ездить можно? У меня Ниссан Куб 2001 с автоматом. С благодарностью за возможный ответ, Павел, Москва.

    [Ответить на комментарий]

  8. Сергей :

    В АКПП ZF4HP22 на Dextron3 появился рывок с 1 на2 передачи, после замены на Dextron 2D все нормализовалось.

    [Ответить на комментарий]

  9. Аблай :

    У меня лансер 1990 года 1.5л автомат. Что-то на 4 иногда переключается, но трудно, иногда нет. Что может быть и что нужно сделать?

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!