Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей


Полный привод Toyota

2.1. Схема PartTime - Hub

Хаб

Один из самых простых видов полного привода - с подключаемым передним мостом, без межосевого дифференциала. Для тяжелых условий в раздатке имеется понижающая передача (планетарного типа), всегда работающая только в комплексе с полным приводом.

Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом, а соединение передних приводных валов с колесами - механическими муфтами свободного хода ("хабами") с ручным включением.

Схема V-Flex (Corolla 120)

PartTime - Hub (HF1A)

Второй вариант этой же схемы включает в себя электроприводы хабов и подключения 4WD в раздатке, в управлении больше напоминая PT-ADD.

"+" - Относительная простота конструкции, понижающая.

"-" - Использовать режим "4WD" можно только на скользком покрытии (в дождь, на льду, на снегу), да и то ограниченное время. В противном случае растет шум, расход топлива, ухудшается управляемость, а главное - сильно изнашивается резина и собственно элементы трансмиссии. Механические хабы достаточно работоспособны, но не слишком удобны, а вот электрические по надежности и живучести очень далеки от идеала.

В настоящее время эту схему Toyota практически не использует, тем более - на массовых моделях.

Порядок подключения:

"2WD" >> "4WD" - при скорости до 80 км/ч и сброшенном газе (не под тягой), нельзя включать во время буксования (то есть если колеса уже скользят, необходимо остановиться и только после этого включать полный привод).

"4WD" >> "2WD" - при любой скорости.

"4WD-H" >> "4WD-L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП (запомнить просто - все переключения, связанные с переходом через нейтраль раздатки, должны выполняться при отсоединенном от колес двигателе).

"4WD-L" >> "4WD-H" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

Модель Выпуск КПП Блокировка
HiAce H10#,11#,12# 08.1989-08.1995 A45DF, A340F + HF1A задний - LSD (опция)
LiteAce/TownAce R30 01.1992-10.1996 A45DF + HF1A задний - LSD (опция)

2.2. Схема PartTime - ADD

Хаб

Чтобы максимально облегчить подключение переднего моста и при этом уйти от электрических хабов, тойотовцы внедрили систему ADD (Automatic Disconnecting Differential), которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей. В результате вращение от колес уже не передается на передний кардан, а с другой стороны - механизм редуктора постоянно смазывается.

Стандартная схема FT-Visc (TF1AV)

PartTime - ADD (HF1A)

Управление полным приводом здесь или электрическое (кнопка "4WD" на рычаге раздаточной коробки, которым включается понижающая) или полу-механическое при помощи рычага, аналогичного PT-Hub.

Достоинства и недостатки в целом одинаковы с описанной выше схемой PartTime'а.

Порядок подключения:

"2WD" >> "4WD" - до 80 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.

"4WD" >> "2WD" - при любой скорости.

"4WD-H" >> "4WD-L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

"4WD-L" >> "4WD-H" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

Модель Выпуск КПП Блокировка
HiLux Surf 130 04.1989-11.1995 - задний - LSD (опция)
HiLux Surf 185 11.1995-07.1998 A340F задний - LSD (опция)
HiLux N16#,17# 08.1997- A343F задний - LSD (опция)

2.3. Схема MultiMode

Хаб

Здесь по-прежнему имеется подключаемый передний мост с системой ADD, но в раздаточной коробке появился межосевой дифференциал (планетарного типа), благодаря чему использовать полный привод можно постоянно в любых условиях. Да и передок здесь скорее не "подключаемый", а "отключаемый" - для пущей экономии. В режиме 4WD по заявлению производителя распределение момента составляет 40/60 (вперед/назад, об этом см. ниже), блокировка межосевого дифференциала - жесткая механическая. Естественно, что с учетом джиперской специфики имеется и понижающая передача.

Стандартная схема FT-Visc (TF1AV)

MultiMode

"+" Постоянный полный привод в сочетании с "особо экономным режимом".

"-" Явное переусложнение конструкции.

Порядок подключения:

"H2" >> "H4" - до 100 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.

"H4" >> "H2" - аналогично.

"H4H" >> "H4L" - до 100 км/ч, не включать во время буксования.

"H4L" >> "L4L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

"L4L" >> "H4L" - при неподвижном автомобиле и положении "N" селектора АКПП.

Модель Выпуск КПП Блокировка
HiLux Surf 185 11.95-2003 A340F центральный - механика
задний - LSD (опция)

2.4. Схема FullTime-V

Одна из самых массовых среди тойот и основная для вагонов схема постоянного полного привода - с межосевым дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты закрытого типа. Понижающей передачи нет, четыре колеса гребут просто и незатейливо. Распределение мощности между передними и задними колесами - равномерное.

"+" Постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.

"-" Вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей (машины явно не для внедорожных экзерсисов).

Стандартная схема FT-Visc (TF1AV)

Схема FullTime-V

Модель Выпуск КПП Блокировка
HiAce KZH10#,11#,12# 08.1993-08.1995 A340F + TF1BV центральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
HiAce H10#,11#,12# 08.1995-2004 A45DF, A340F + TF1BV центральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
Regius/Touring HiAce XH46,47,49 04.1997-2004 A43DF, A45DF, A343F + TF1BV центральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
Granvia/Grand HiAce CH16,28 08.1995/97-2004 A343F + TF1BV центральный - вискомуфта
задний - LSD (опция)
Estima 05.1990-12.1999 A46DF, A340F + TF1AV центральный - вискомуфта
Estima Emina/Lucida R20 01.1992-12.1999 A43DF, A45DF, A46DF + TF1AV центральный - вискомуфта
LiteAce/TownAce CM85 06.1999- A44DF + TF1BV центральный - вискомуфта
LiteAce/TownAce Noah 50 10.1996-2002 A44DF, A45DF + TF1BV центральный - вискомуфта

2.5. Схема FullTime-H

На легковых топ-моделях Toyota используется самая технически продвинутая схема 4WD, аналогичная по принципу работы схеме STD I исходнопереднеприводных машин. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, блокировка - гидромеханической муфтой с электронным управлением (переменный коэффициент блокировки).

Стандартная схема FT-H (UF1AE)

Схема FT-H (UF1AE)

Хотя производитель и декларирует, что в обычных условиях момент разделяется между передней и задней осями в соотношении 30/70, но эти цифры не стоит воспринимать буквально - а то ведь многие в самом деле начинают полагать, что вперед по трассе их влечет на 70% задний привод. В действительности это разделение - показатель абстрактный. Когда машина движется по прямой и все колеса вращаются с одинаковой скоростью, то межосевой дифференциал, естественно, вообще не отрабатывает, и момент четко делится между осями пополам. А что значат 30 и 70? Всего лишь передаточные числа в планетарном ряду дифференциала. Если передние колеса принудительно полностью остановить, то солнечная шестерня дифференциала также останавливается, а передаточное отношение между ведущим валом заднего привода (эпициклом этой планетарной передачи) и входным валом (водилом) составит те самые 7/10, то есть назад отправится 70% момента, развиваемого двигателем (дифференциал сработает как повышающая передача). Если замрут задние колеса, то через "солнце" дифференциала аналогичным образом вперед пойдет 30% момента. Причем здесь не учитывается наличие блокировки, да и вообще... Так что в реальности распределение моментов является величиной постоянно плавающей и неоднозначной. Важнее то, что при полной блокировке момент делится почти поровну.

"+" Постоянный полный привод, не требует вмешательства водителя.

"-" Не обеспечивается полная блокировка, переусложненная конструкция (кроме собственной гидро/электронной части, система сильно завязана на прочие электронные элементы ходовой - ABS, VSC, TRC...)

Модель Выпуск КПП Блокировка
Mark II JZX93 10.1993-09.1996 A340H + UF1AE центральный - г/м муфта
Mark II GX105, JZX105 09.1996-10.2000 A340H + UF1AE центральный - г/м муфта
задний - LSD (опция)
Mark II GX115, JZX115 10.2000- A340H + UF1AE центральный - г/м муфта
Crown UZS143,145 10.1992-08.1995 A340H + UF1AE центральный - г/м муфта
Crown JZS153,157,UZS155 12.1995-09.1999 A340H,A341H + UF1AE центральный - г/м муфта
Crown JZS173,179,UZS173 09.1999-2004 A340H,A341H + UF1AE центральный - г/м муфта
Aristo UZS143 10.1992-08.1997 A340H + UF1AE центральный - г/м муфта
Progres JCG15 12.1999- A340H + UF1AE центральный - г/м муфта

Легион-Автодата

Страницы: 1 2

Вернуться к списку статей в разделе: Трансмиссия


Комментариев: 5

  1. Алексей :

    Очень хорошо расказано, я даже половины информации не знал - большое спасибо автору.

    [Ответить на комментарий]

  2. Анонимно :

    Подскажите, отчего при при включении пониженной передачи не крутятся передние колёса? Машина работает как заднеприводный. Тойота хайлюкс 2009 г.в. 3-х литровый дизель. Спасибо!

    [Ответить на комментарий]

  3. Андрей :

    A как на более поздних моделях ( Raktis 2012 )?

    [Ответить на комментарий]

    Юра :

    Не включается пониженная передача и не работает 4вд на японском грузовике тойота товн айс 1999 года выпуска. Хабы у меня механические, пониженная включается рычагом, есть и кнопка на панели. Кто нибудь, подскажите возможную причину неисправности. Заранее спасибо.

    [Ответить на комментарий]

  4. andy :

    “при полной блокировке усилие принудительно будет почти поровну делиться между осями” - заблуждение)) При блоке тяга идет в сторону нагрузки, хоть вся. Это свободный диф делит принудительно и поровну!

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!

Яндекс.Метрика