Автомобиль Toyota Corona, 1991 года выпуска. Одна из цифр главного одометра постоянно показывала промежуточные значения. Неисправность не смертельная, но чисто психологически очень неприятная. Итак, как «вылечить» эту болезнь, если она у кого встретится.
Прежде чем начать, обратите внимание на следующие моменты:
- В процессе разборки панели вы столкнетесь с тем, что для крепления используются винты разных видов, причем многие очень похожие, но невзаимозаменяемые. Поэтому настройтесь на то, чтобы четко их сортировать.
- К моменту разборки спидометра главный одометр не должен находится в положение переключения с одного километра на другой. Покатайтесь на машине, пока он не будет четко показывать километр и запомните, в каком положении находится крайнее правое колесико (единицы километров).
Приступаем к разборке панели. В первую очередь снимем пластиковый «козырек» вместе с одним водительским и двумя центральными дефлекторами. Вообще-то козырек можно снять и без дефлекторов, но в этом случае растут шансы сломать защёлки, которыми дефлекторы крепятся к козырьку.
Для демонтажа козырька отвинчиваем два винта, находящиеся под козырьком над приборной панелью. Затем медленно, но уверенно вытягиваем все это хозяйство на себя сантиметра на три-четыре. Тут уже вы сможете разглядеть, как отсоединить дефлекторы и отключить разъем от часов. Отсоединив дефлектор и отключив часы, козырек убираем.
Теперь снимаем саму приборную панель. Она прикреплена четырьмя винтами по углам, вы их увидите сразу после снятия козырька. Выкручиваем винты, вытягиваем приборную панель на себя и отключаем сзади четыре шлейфа с проводами. Теперь можно достать приборную панель и восхититься японскими конструкторами, увидев, что трос спидометра просто воткнут панель сзади и ничем не крепится, а держится на "давлении".
Прежде, чем приступить к разборке панели приборов, посмотрите на нее с обратной стороны. Там вы увидите доступ ко всем лампочкам приборной панели. Если у вас есть перегоревшие – самое время их поменять. А мы продолжим ремонтировать одометр и для этого начнем извлекать спидометр. Для этого снимем крепящееся на защелках стекло (отщелкиваем очень аккуратно, чтобы не поломать) и приступим к отвинчиванию спидометра. Для этого смотрим за заднюю часть приборной панели, интуитивно определяем, какие винты держат спидометр и выкручиваем их. Теперь вы легко можете вынуть спидометр.
Это еще не все. На данном этапе нам надо снять циферблат и добраться до колесиков. На данной «Toyota Corona» присутствовали один основной одометр и два дополнительных, расположенные друг под другом. Для того, чтобы добраться до внутренностей, пришлось:
- Открутить дополнительные счетчики (пара винтов).
- Вывинтить еще несколько винтиков, крепящих датчик 105 км/ч и прочие приблуды.
- Снять стрелку спидометра, для чего придется потянуть её на себя сильнее, чем хотелось бы.
- Снять защелку, крепящую циферблат к механизму одометра (поддев отверткой с обратной стороны).
- Снять пластиковый циферблат.
- Под циферблатом с наружной стороны спидометра выкрутить пару маленьких силовых винтика, крепящих механизм к подложке циферблата.
Итак, мы добрались до цели - механизм одометра в наших руках. Оглядев его внимательно, можно заметить, что из-за сложной системы редукторов нужное нам колесико просто так не повернешь. Зато ось, на которую колесики насажены, имеет запас (есть куда колесики сдвигать), а сами колесики зафиксированы стопорным кольцом. Поэтому смело снимаем стопорное кольцо (удобнее всего это делать пинцетом), отделяем колесики друг от друга и вращаем нужное нам до требуемого положения. После этого составляем колесики обратно и фиксируем их стопорным кольцом. Выполняя все эти манипуляции, обратите внимание на два нюанса:
- Под стопорное кольцо на оси вырезан паз. При правильном составлении колесиков обратно этот паз должен быть хорошо виден. Если это не так, значит шестеренки у колесиков вошли в зацепление неправильно.
- Помните, что у колесиков есть два возможных взаимных положения. При одном из них цифры будут поворачиваться правильно, при другом «старшая цифра» по отношению к младшей будет после первого же переключения повернута на пол-оборота (это как раз тот дефект, из-за которого я полез в спидометр). Для того, чтобы обеспечить правильное взаимное расположение колесиков, проще всего поступить так:
- Взять крайнее левое колесико, отделить его от остальных и сдвинуть по оси до упора влево.
- Взять второе слева колесико, отделить его от остальных и пододвинуть к самому левому. После чего крутим второе колесико и убеждаемся, что переключение происходит правильно.
- Не разъединяя эти два колесика, пододвиньте к ним следующее и вновь проверьте правильность зацепления.
- Повторите эту процедуру для всех колесиков. В результате все колесики будут в зацеплении, но на левой стороне оси.
- Теперь сдвиньте всю группу колесиков вправо до зацепления с шестерней привода.
Обратите внимание на то, что самое крайнее правое колесико также можно зацепить с шестерней привода в неверном, «промежуточном положении». Чтобы обеспечить правильное положение и самого правого колесика, нужно до разборки спидометра запомнить, в каком положении находилось правое колесико (посередине или правильно) и поставить его точно так же, как было.
Неисправность устранена. Осталось собрать все хозяйство в обратном порядке и установить на штатное место. Делается это элементарно, стоит только обратить внимание на два нюанса:
- При установке стрелки спидометра сначала поставьте её в любом положении, а затем поверните до положения «0».
- Если у вашего спидометра есть датчик 105 км/ч, то вы заметите, что в спущенном положении он не дает стрелке спидометра подняться выше, чем до 100-105 км/ч. Для калибровки спидометра выполните следующие действия: установив стрелку на «0», начинайте поднимать ее вверх, пока она не упрется в датчик 105 км/ч. Стрелка должна указывать примерно на 100 км/ч. Теперь медленно «взведите» датчик и одновременно без усилия поверните стрелку спидометра «вверх». В определенный момент датчик даст стрелке провернуться. Этот момент расцепления должен произойти ровно на 105 км/ч.
Вернуться к списку статей в разделе: Общая информация