Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Регулятор давления в задних тормозах

Как известно, на легковых японских автомобилях с гидравлическим тормозным приводом без антиблокировочной системы (АБС) применяют регулятор давления. Ряд автолюбителей называют его «колдуном», считая бесполезным и загадочным устройством. Но в реальности, регулятор давления — важный элемент тормозной системы, делающий торможение более устойчивым даже на высокой скорости и на скользкой дороге.

Термины

Торможение — это создание и изменение искусственного сопротивления движению автомобиля.

Тормозная сила — сила трения, создаваемая в пятне контакта шины с дорогой для замедления автомобиля. Тормозная сила прямо пропорциональна действующей на колесо вертикальной нагрузке и условиям сцепления шины с опорной поверхностью.

Блокировка колеса — прекращение его вращения при торможении машины.

Устойчивость автомобиля при торможении — способность машины сохранять заданное направление движения и положение на дороге.

Регулятор давления в гидроприводе тормозов — устройство для автоматического изменения величины тормозной силы в зависимости от силы нажатия на педаль тормоза (давления рабочей жидкости в главном цилиндре), загрузки автомобиля и интенсивности его замедления.

Основы устойчивого и безопасного торможения

При торможении элементы протектора шины проскальзывают относительно дороги в продольном направлении. Чем больше проскальзывание, тем хуже колесо сопротивляется боковым силам. При юзе оно смещается в сторону даже от незначительного поперечного усилия.

Так как тормозной механизм (без АБС) практически любой конструкции способен заблокировать колесо, (полностью избежать этого сложно), для сохранения устойчивости автомобиля важна очередность юза.

В случае блокировки задних колес раньше передних любое боковое воздействие (поворот руля, поперечный уклон дороги, порыв бокового ветра и т.п.) может вызвать прогрессирующий занос машины. Автомобиль движется по инерции, катящиеся передние колеса цепляются за дорогу, а остановленные задние скользят вбок. В результате получается, что впереди образуется «опора», вокруг которой и начинает разворачивается автомобиль.

Если заблокированы передние колеса, а задние еще нет, положение автомобиля на дороге стабилизировано, так как «опора» сзади удерживает его в исходном положении.

При одновременной блокировке всех колес поведение автомобиля лучше, чем в первом варианте, но хуже, чем во втором, хотя и близко к нему. Такое торможение нежелательно, поскольку в этом случае отсутствует резерв безопасности.

Получается, при всех возможных вариантах загрузки автомобиля, тормозящего на любой поверхности, передние колеса должны блокироваться первыми. Но на практике выходит — автомобиль «клюет» носом, разгружает задние колеса, и они «берут на юз» раньше. Чтобы избежать этого, на автомобилях без АБС применяют регулятор давления.

Принцип работы регулятора давления

Регулятор давления создает нужную взаимозависимость давлений рабочей жидкости в передних и задних тормозах. Время начала работы регулятора зависит от настройки его привода, а дальнейшее соотношение давлений — от собственной гидравлической характеристики, параметров привода и разгрузки задней подвески при торможении.

Вход регулятора давления соединен с главным цилиндром, а выход — с задними тормозными механизмами. Работой устройства управляет привод, в котором нагрузочная пружина (витая или торсион) связана с задним мостом (балкой, поперечной штангой, рычагом подвески). Поэтому давление рабочей жидкости сзади зависит от «клевка» кузова тормозящего автомобиля и его фактической загрузки — количества пассажиров и груза в багажнике.

Объем корпуса регулятора разделен уплотнениями поршня на две полости. Одна полость связана с главным цилиндром, другая — с задними тормозами. В начальный момент работы давление жидкости в обеих полостях одинаково, но в первой оно действует на меньшую площадь поршня, а во второй — на большую. Таким образом, поршень стремится сдвинуться с места, но этому сопротивляется центрирующая (внутренняя) пружина. Ее усилие и соотношение площадей определяют собственную характеристику регулятора. Они подобраны таким образом, что когда на поршень не давит нагрузочная (внешняя) пружина привода, он уравновешен в положении начала закрытия клапана. Увеличение давления в главном цилиндре преодолевает усилие центрирующей пружины, смещает поршень, и клапан полностью перекрывает поток жидкости, останавливая дальнейший рост ее давления в задних тормозах.

При работе регулятора в машине на поршень дополнительно действует нагрузочная пружина. Когда кузов опускается, ее усилие растет, сдвигая поршень. Клапан открывается, и давление в задних тормозах увеличивается, пока он снова не закроется.

Проверка работы регулятора давления

Как правило, описание проверки регулятора давления на неподвижном автомобиле есть в руководстве по его ремонту. Однако гораздо точнее регулятор можно проверить реальным торможением. Для проведения испытаний необходимо найти широкий, прямой и ровный участок дороги без заметного продольного или поперечного уклона, имеющий однородное покрытие, на котором легко заблокировать колеса при торможении, не повредив при этом протектор (лучший вариант — плотный слой влажного песка). На автомобиле должны быть фрикционные накладки тормозных колодок, приработанные в ходе предыдущей эксплуатации; холодные тормозные механизмы; шины с нормальным давлением воздуха и равномерным износом.

Испытания лучше проводить с минимальной нагрузкой, то есть с одним водителем. Автомобиль разгоняют и тормозят с блокировкой всех колес, отсоединив двигатель от трансмиссии (выжав педаль сцепления или включив нейтральную передачу).

Для начала лучше затормозить пару раз с начальной скорости 25-30 км/ч. Если при этом машину не тянет в сторону, нет рывков, вибраций и других признаков неисправностей, можно переходить к основному этапу — торможению с 50-55 км/ч.

Контролировать очередность юза лучше помощнику с расстояния 6-10 м. Для удобства можно нанести мелом несколько радиальных полос на наружные боковые поверхности шин. Если помощника нет, придется сравнивать длину следов, оставленных на дорожном покрытии заблокированными колесами — задние должны быть короче. Если следы перекрывают друг друга, следует тормозить более плавно или снизить начальную скорость.

Рекомендации

В случае, если задние колеса блокируются раньше передних, необходимо отрегулировать привод регулятора давления — постепенно уменьшать нагрузку на поршень и повторять проверку. Когда после очередной попытки задние колеса перестанут блокироваться совсем или станут «схватывать» существенно позже передних, усилие от привода нужно немного увеличить. Опережающая блокировка задних тормозов, даже когда на поршень не действует нагрузка (диапазон регулировки выбран до предела, т.е. зазор между поршнем и регулировочным болтом максимален) — явный признак дефекта узла.

При прокачке задних тормозов с вывешенными колесами полезно увеличить нагрузку на хвостовик поршня регулятора. Например, вставить отвертку между ним и рычагом нагрузочной пружины.

Нельзя исключать регулятор из работы или заменять его, нагрузочную пружину и иные детали привода нештатными (похожими по внешнему виду или от другой модификации автомобиля), так как их характеристики могут не соответствовать параметрам вашего автомобиля.

После замены передних тормозных колодок нужно обратить внимание на эффективность торможения. Если она стала хуже и не восстановилась после приработки накладок (то есть после примерно 200 км пробега), то это значит, что их коэффициент трения низок и лучше поставить другие.

Установив проставки, заменив пружины подвески, регулятор давления, нагрузочную пружину, шины (особенно на одной оси), нужно проверить и при необходимости повторить регулировку привода.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Ходовая часть


Комментариев: 11

  1. Максим С. :

    Прекрасное описание, но нет картинки. У меня исузу эльф 2003г. и проблема с задними тормозами. Подскажите, что делать.

    [Ответить на комментарий]

  2. Алексей :

    У меня Мазда Титан 1990 года двигатель TF. Проблема с тормозами: груженый автомобиль плохо тормозит, подскажите, что делать.

    [Ответить на комментарий]

  3. вае :

    Я недавно разобрал задние барабаны и увидел что они не работают, просто заклинили, я их разобрал выбив молотком, почистил нождачкой и собрал все обратно, все просто, прокачал и сейчас моя мазда тормозит - просто не ожидал.

    [Ответить на комментарий]

  4. Владимир :

    У меня форд фокус-2 хечбек. Не тормозят задние колёса. Все колодки в норме. Воздуха в системе нет Обнаружил при техосмотре. В чём причина, кто-нибудь подскажите. Спасибо.

    [Ответить на комментарий]

    николай :

    Регулятор давления поверить

    [Ответить на комментарий]

  5. вячеслав :

    Почему на одно колесо тормозуха поступает, а на второе нет?

    [Ответить на комментарий]

  6. Юрий :

    У меня задние тормоза схватывают быстрее, чем передние. До этого было всё нормально. Заменил передние колодки, прокачивал - бесполезно. Помогите.

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Регулятор давления тормозов надо регулировать

    [Ответить на комментарий]

    коля :

    Регулятор давления тормозов.

    [Ответить на комментарий]

  7. Анонимно :

    Все хорошо, только выбивает резиновую заглушку.

    [Ответить на комментарий]

  8. олег :

    У меня мазда титан. Случилась непонятка, нажимаешь на тормоза - клинят передние колеса, а через пять минут отпускает. Главный разобрал, все в порядке, дальше не знаю куда лезть.

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!