Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Амортизаторы

Автомобильные амортизаторы — вопрос, вызывающий множество споров среди автолюбителей. Копилка народной мудрости регулярно пополняется новыми байками и рассказами на «амортизаторную» тему. Наиболее распространенные — как одни амортизаторы «пережили несколько машин», другие «не держат с рожденья», а третьи «жесткие, как табуретка». Вряд ли найдется автомобилист, не участвовавший в этих дебатах. В сети также встречаются разнообразные точки зрения даже на одну и ту же марку амортизаторов. Какие же они на самом деле, эти загадочные амортизаторы?

Сначала окунемся в историю. Еще до эпохи автомобилей производители экипажей задумывались над тем, как смягчить ход своих гужевых повозок по булыжным мостовым или просто по бездорожью. Решение было найдено — это рессора. Ее пружинящие листы, стянутые в пакеты, при трении друг об друга гасили вертикальные колебания, смягчая удары и тряску. Для скоростей тех времен данное решение было наилучшим. Но с появлением автомобиля ситуация изменилась. Скорости выросли на порядок, и рессора не могла обеспечить необходимый комфорт и управляемость. Перед конструкторами автомобилей встала задача – как погасить вертикальные колебания машины. Это было необходимо не только для повышения комфорта, но и управляемости автомобиля, которая находится в прямой зависимости от того, как плотно колесо прижато к поверхности дороги. Тогда и появились первые амортизаторы.

Конструкции амортизаторов

Все амортизаторы по своей конструкции делятся на гидравлические и газовые, однотрубные и двухтрубные, регулируемые и нерегулируемые. Принцип действия всех амортизаторов следующий — в цилиндре перемещается поршень с тарированными отверстиями, величина и количество которых влияет на скорость перемещения. От количества амортизирующей жидкости, проходящего сквозь клапан в единицу времени, и зависит, какой будет амортизатор — жесткий или мягкий.

Гидравлические двухтрубные амортизаторы

Гидравлические амортизаторы состоят из двух цилиндров, масло в которых перетекает из одного в другой через тарированный перепускной клапан. В настоящее время эти амортизаторы являются самыми простыми, распространенными и дешевыми. Установка гидравлических двухтрубных амортизаторов наиболее оптимальна на автомобили семейного класса — для спокойных водителей, которые не выезжают на пересеченную местность и почти не применяют приемы экстремального вождения. Дело в том, что при этих режимах (спортивные соревнования, гонки и т. д.) при часто повторяющихся резких перемещениях на высокой скорости и не слишком ровной поверхности масло в амортизаторе просто «вскипает» — и амортизатор перестает работать. Данный тип амортизаторов охлаждаются хуже однотрубных, используемое в них масло должно выдерживать нагревание до +150 градусов. Еще один недостаток «двухтрубников» — большая масса и инертность. При их установке на автомобиль увеличивается неподрессоренная масса. Учитывая вышеизложенное, специалисты не советуют ставить данный тип амортизаторов на современные скоростные и тяжелые автомобили. Но почти на 50% семейных автомобилей на конвейере устанавливается именно гидравлика, так как она имеет важное преимущество для потребителя – низкую цену.

Газовые однотрубные амортизаторы

У данного типа амортизаторов, в отличие от классических двухтрубных гидравлических, нет второго резервуара. Для демпфирования может использоваться как рабочая жидкость, так и газ. В силу конструкции, амортизаторы высокого давления можно при установке крепить «вниз головой», а гидравлические — нет. Чем выше давление газа, тем быстрее амортизатор реагирует «на удар». Данный тип амортизаторов избавлен от недостатков двухтрубных, но и цена значительно выше. Единственный недостаток газовых однотрубников, в сравнение с гидравликой — высокая цена.

Двухтрубные амортизаторы с газовым подпором

Амортизаторы с газовым подпором — в чистом виде компромисс между «газом» и «гидравликой». Они немного дешевле газовых, но более быстрые и выносливые, чем чисто гидравлические. Газ в них находится под давлением, поэтому масло в «подпружиненном» состоянии не вспенивается.

Регулируемые и активные амортизаторы

Многие автолюбители хотели бы, чтобы их машина одинаково хорошо себя чувствовала как на шоссе, так и на проселочной дороге. Специально для такого случая были разработаны регулируемые амортизаторы, настройку которых можно изменять в зависимости от типа дороги. То есть регулировать степень «жесткости» от максимальной (для автобана, где главное — управляемость) до минимальной (для бездорожья, где основное внимание уделяется величине ходов подвески). Такие амортизаторы разумеется дороже газовых однотрубников. Не так давно появился еще один тип амортизаторов – активные, жесткость которых можно регулировать прямо из салона, при помощи электропривода. Более того - некоторые продвинутые системы не требуют даже вмешательства водителя. Они сами, по количеству и скорости вертикальных перемещений, которые отслеживает датчик, определяют, по какому покрытию перемещается автомобиль и сами выбирают оптимальную жесткость.

Американцы разработали систему MagnaRide. Принцип работы таких амортизаторов основан на свойствах новой амортизационной жидкости, в которой присутствуют металлические частицы в виде взвеси. В электромагнитном поле они упорядочиваются и меняют вязкость жидкости, соответственно, и жесткость амортизатора. Разумеется, цены на такие системы могут превышать обычную «гидравлику» на порядок, а то и на два.

Диагностика амортизаторов

То, что амортизаторы вышли из строя, легко понять по ухудшению комфорта: автомобиль начинает трясти, вибрация становится неравномерной, при переезде кочек становятся слышны стуки и так далее. Главная опасность неисправных амортизаторов заключается в том, что они выходят из строя постепенно, и за это время водитель успевает приспособиться к поменявшемуся поведению машины. При этом процесс выхода из строя амортизаторов грозит довольно существенными неприятностями: увеличивается тормозной путь и износ шин, машина становится все менее управляемой. Особо опасно то, что при этом современные электронные системы АБС, ПБС, Traction Control начинают откровенно «глючить». Чтобы избежать этих неприятностей, целесообразно при прохождении каждого ТО проводить в обязательном порядке и диагностику подвески. Но вместе с этим можно следить за состоянием амортизаторов и самостоятельно. Есть четыре способа диагностики амортизаторов — от самого простого, поверхностного, до «глубинного», с применением микропроцессоров и компьютеров.

1. Внешний осмотр. Ставим автомобиль на эстакаду и производим осмотр амортизаторов. На них может присутствовать масляный «туман», но никаких подтеков быть не должно. Если они есть – амортизатор вышел из строя. Теперь глядим на шины: их неравномерный износ – еще один признак плохого состояния амортизаторов. Если есть возможность демонтажа амортизаторов, сделайте это и осмотрите шток. Если на нем есть задиры, следы механических повреждений или ржавчина — требуется замена. Если «зеркало» потерто — это тоже симптом болезни. Вероятно, амортизатор был установлен неправильно, поэтому вскоре может произойти потеря герметичности и амортизатор потребуется заменить. Можно для проверки амортизаторов применить еще один, «дедовский» способ – покачать машину. Исправные амортизаторы должны погасить колебания в первой-второй фазе.

2. Тестируем в движении. Состояние амортизаторов в движении определить довольно сложно, так как для каждого комфорт – понятие индивидуальное. Но тем не менее, если машина начинает рыскать на скоростях за 80 км/ч, не держит прямую и меняет траекторию при наезде на неровности, сильно раскачивается на продольных и поперечных волнах, плохо слушается руля — скорее всего, дело в амортизаторах.

3. Диагностика в автосервисе. Самый дорогой, но и самый точный способ. Если вы решились на этот тип диагностики – доверяйте ей полностью. Сказали менять – меняйте.

Причины выхода амортизаторов из строя

Наиболее распространенная причина — банальное старение, то есть «усталость» сальника, износ клапанной системы, нарушение герметичности и т. д.

Вторая по частоте причина — повреждение пыльников или их отсутствие, что ведет к коррозии и задирам на штоке и, как следствие, к повреждению сальника и нарушению герметичности.

Третья причина — сильный пробой подвески, обычно в этом случае одними амортизаторами дело не ограничивается.

Четвертая причина - неправильная установка. Многие еще устанавливают амортизаторы самостоятельно, без определенных навыков и специального оборудования. При этом данная операция еще и очень опасна – при отсутствии специальных съемников или неумелом их использовании подвеска автомобиля способна серьезно повредить машину.

Советы по выбору амортизаторов

Выбор того или иного амортизатора – это выбор между соотношением управляемость/комфорт. То есть улучшая один параметр, ухудшаем другой. Что важнее — каждый решает сам. Если вы фанат управления автомобилем в режимах, близких к критическим, то вам придется научиться разбираться в настройках подвески, но без квалифицированной консультации тут не обойтись. А если вы спокойный водитель, то можно поступить проще и довериться автопроизводителям - они жестко регламентируют использование тех или иных амортизаторов для конкретной марки автомобиля. В этом случае важно только одно - устраивает ли вас поведение вашей машины на дороге или нет.

При выборе амортизаторов учтите, что газонаполненные амортизаторы намного жестче гидравлических. И за полученную филигранную управляемость вы приобретете «табуреточный» комфорт. Особенно будут недовольны пассажиры, которые вряд ли осознают прелесть таких понятий, как управляемый занос, езда в скольжении, прелесть боковых перегрузок при поворотах, и продольных в режиме старт-стоп. Другой важный параметр — цена. Она может отличаться для разных типов амортизаторов от разных производителей на порядок.

Страницы: 1 2

Вернуться к списку статей в разделе: Ходовая часть

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!