Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

АБС – АнтиБлокировочная Система тормозов

Электроника уже давно стала составной частью конструкции современного автомобиля. Одним из первых и важнейших устройств повышения активной безопасности машины стала антиблокировочная система тормозов (АБС). Не смотря на то, что эта система уже давно не новинка, споры о ее эффективности и «полезности» для водителя не угазают до сих пор.

Перед там, как начать разговор о достоинствах и недостатках АБС, стоит рассмотреть, что представляет из себя эта самая антиблокировочная система.

Как известно, эффективное управление автомобилем (в том числе его торможение) зависит от сцепления колес с поверхностью дороги. При потере сцепления и при торможении с заблокированными колесами теряется управляемость и увеличивается тормозной путь автомобиля. Опытные водители умеют удерживать на скользкой дороге колеса от блокировки путём прерывистого торможения. АБС в какой-то степени также использует этот прием в своей работе. В случае, если при движении частота вращения одного из колес становится ниже определённого критического значения (т.е. возникают признаки блокировки), АБС посылает сигнал к соленоидному распределительному клапану для прекращения роста давления тормозной жидкости в тормозном механизме. Современная АБС не просто следит за тем, чтобы то или иное колесо не было заблокировано, но еще и сравнивает работу каждого из колес и регулирует тормозные усилия таким образом, чтобы не допустить потери курсовой устойчивости.

Давайте рассмотрим, насколько эффективна АБС система на типичном японском автомобиле. Имеем два покрытия: укатанный снег с коэффициентом сцепления 0,14 и мокрый асфальт с коэффициентом 0,76. В имитируемой аварийной ситуации у водителя возможны два варианта действия: работа только рулем без использования тормозов; использование как руля, так и тормозов.

Первый тест: торможение на прямой со скорости 40 км/ч. На асфальте водителю удается точно дозировать тормозное усилие, и электроника у человека тут не выигрывает. Но стоит поменять асфальт на снежное покрытие и ситуация меняется. В этих условиях примитивное торможение «педаль в пол» дает тормозной путь в 46 метров. Торможение по всем правила на грани блокировки дает результат 41 метр. При использовании АБС – 37 метров. Тут электроника уже превосходит человека.

Другой тест, с более сложным покрытием – так называемый "микст", когда под правыми колесами лед, а под левыми асфальт. Скорость 60 км/ч: с АБС тормозной путь 37 м, без АБС - 41 м, но основное преимущество тут не в метрах, а в поведении автомобиля при торможении. Коварство "микста" заключается в том, что из-за разности коэффициентов сцепления возникает разворачивающий момент, который трудно компенсировать вращением руля, а для неопытного водителя эта ситуация и вовсе может оказаться драматичной. Стоит ошибиться - и машину начнет «крутить».

Еще одна типичная ситуация. Машина входит в поворот постоянного радиуса, но скорость слишком велика. В этой ситуации водитель может просто отпустить газ и, работая исключительно рулем, попытаться описать дугу в пределах своей полосы движения. Другой вариант – использовать тормоза с риском потерять курсовую устойчивость и «слететь» с дороги. Итак, входим в поворот с максимально возможной скоростью, и, главное, пытаемся из него выйти. Мокрый асфальт, радиус поворота 35 метров, водитель работает только рулем. Показанная скорость 67 км/час. То же самое, но с торможением без АБС - 69 км/час. Быстрее нельзя - или снесет, или, если колеса заблокируются, тогда вообще понесет прямо, а не по дуге. Скорее всего, еще и закрутит. Теперь с АБС - 79 км/час. Заметное преимущество!

Радиус поворота на льду увеличиваем до 50 метров. Результат без использования тормозов - 61 км/час, с тормозами 69, с тормозами и АБС - 75 км/час. Преимущества АБС очевидны, хотя не так значительны, как на мокром асфальте.

Однако, несмотря на все свои достоинства, многие профессиональные водители зачастую недолюбливают АБС. Почему это происходит? Известно, что опытный водитель использует газ и тормоз не только для разгона и торможения автомобиля, но и для управления им, причем арсенал специальных приемов у профессионалов достаточно широк. Как мы говорили выше, то основной принцип работы АБС - не дать колесам заблокироваться. Но бывают ситуации, когда блокировка выгодна. Представим, что неожиданно возник занос - и автомобиль разворачивает поперек дороги. Если ничего не предпринимать, через мгновение колеса восстановят сцепление и потянут автомобиль с дороги. Кратковременная блокировка колес может погасить интенсивность вращения, а длительная - заставит автомобиль вращаться, сохранив при этом первоначальное направление. Проще говоря, машина с заблокированными колесами будет вращаться вокруг своей оси, но двигаться прямо и не уходить с дороги.

Важно помнить, что приемы управления автомобилем с АБС и без нее существенно различаются. Антиблокировочная система становиться эффективной, например, когда превышено некоторое усилие нажатия на педаль тормоза. Известно, что в экстренной ситуации водитель может развить на педали тормоза усилие до 50 кгс, при этом необходимое для блокировки колес на льду усилие у современного автомобиля без АБС составляет 5-8 кгс. При помощи электроники усилие будет оптимизировано. При этом на машине с АБС нужно смело жать на тормоза, а не "гладить" их. Еще важно помнить, что если при покупке автомобиля есть выбор - комплектации с АБС или без нее, не принимайте более дешевый вариант. Хотя бы потому, что у автомобилей, спроектированных под электронную систему, с высокой долей вероятности может оказаться очень чувствительная педаль тормоза. Это делается специально, чтобы порог блокировки был превышен уже при небольших усилиях на педали. Купив такую машину, вы почти наверняка будете блокировать колеса в экстремальной ситуации.

Подытожим. Современные АБС в большинстве случаев оказывают существенную помощь водителю в управлении автомобилей. Они помогают избегать аварийных ситуаций, однако ограничивают возможности выхода из них. При торможении во время поворота несколько спрямляют траекторию движения, не любят резких движений рулем и очень скользких покрытий.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Ходовая часть

Комментариев: 3

  1. Андрей :

    Люди, помогите - поменял подшипники и колодки, АБС не работает. Что случилось?

    [Ответить на комментарий]

    Анонимно :

    Обнулить систему - т.е. снять с аккумулятора плюсовую клемму на несколько минут.

    [Ответить на комментарий]

  2. Анонимно :

    Если еще кто смотрит эту страницу - помогите, заменил тормозные колодки по кругу на Тойоте Спринтер Кариб, загорелись лампочки АБС разница давления. Что делать?

    [Ответить на комментарий]

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!