Всё о ремонте и обслуживании японских автомобилей

Как сохранить топливо и экологию

В соответствии с международными экологическими требованиями и стандартами импортные автомобили оборудуются нейтрализаторами отработанных газов. Свою основную функцию - делать выхлоп менее вредным для окружающей среды - нейтрализаторы могут выполнять только при определенном соотношении топливной смеси. Это означает, что соотношение (по весу) воздух-топливо у двигателя должно быть 14,7:1, т.е. топливная смесь должна быть и не бедной, и не богатой. Оптимальный состав смеси отвечает не только требованиям экологичности автомобиля, но и его экономичности.

Большинство бензиновых импортных автомобилей оснащено электронным впрыском топлива. Расход топлива у двигателя с впрыском в основном зависит от длительности импульсов на инжекторах (форсунках). Чем продолжительнее импульс, тем больше топлива "влетит" во впускной коллектор и, соответственно, в цилиндры. Продолжительность управляющих импульсов, которые поступают на инжекторы, задает блок управления двигателем (блок EPI или "ефишка", как для краткости именуют его во многих "автоцентрах"). При работе двигателя блок управления руководствуется показаниями различных датчиков (температуры охлаждающей жидкости, угла открытия дроссельной заслонки и т.д.) и заложенной в него программой, но при этом он "не знает" точно, сколько бензина будет подано через инжекторы на самом деле. Да, его можно настроить еще на заводе, но в процессе эксплуатации автомобиля вязкость бензина может измениться, инжекторы слегка засориться, по какой-то причине немного изменится давление топлива или плотность воздуха…

Для того, чтобы компьютер "понял", что он делает, т.е. для обеспечения обратной связи и нужен лямбда-датчик или, как говорят в народе - датчик горячего кислорода. Расположен лямбда-датчик на выхлопном коллекторе патрубков выхлопных газов. Определяет он уровень кислорода в выхлопных газах. Если топливная смесь в цилиндрах бедная, т.е. бензина поступило недостаточно, весь кислород не сжигается, а поступает в выхлопные газы, лямбда-датчик улавливает содержание кислорода и подает слабый сигнал на блок управления. В ответ на это блок управления двигателем тут же чуть увеличивает продолжительность импульсов на инжекторы. Топливная смесь становится богаче, и содержание кислорода в выхлопных газах снижается. В ответ на это снижение тут же увеличивается уровень сигнала с датчика. Блок EPI реагирует на увеличение сигнала с датчика, т.е. на обогащение топливной смеси, уменьшением продолжительности управляющих импульсов, идущих на инжекторы. Смесь снова становится бедной, и сигнал с датчика вновь слабеет. Ну и так далее. Таким образом, в процессе работы двигателя происходит непрерывное (с частотой 1-5 Гц) регулирование состава топливной смеси. Но только до тех пор, пока датчик исправный.

Этилированный бензин с присадками тетраэтила свинца и других антидетонаторов, "текущие колпачки" да и просто текущее время эксплуатации автомобиля "убивают" датчик, и интенсивность сигнала, поступающего с него, снижается. По этому снижению сигнала блок управления двигателем решает, что топливная смесь слишком бедная. Он увеличивает продолжительность импульсов на инжекторы, буквально заливая при этом двигатель бензином. А сигнал с датчика не увеличивается, ведь датчик-то уже наполовину "мертвый". В итоге эффективность каталитического нейтрализатора ослабевает, а расход топлива у автомобиля резко увеличивается.Что делают многие автовладельцы, если в его автомобиле выходит из строя этот датчик? Они убирают этот датчик совсем. Теперь сигнал от датчика кислорода отсутствует вообще. Блок EPI "понимает", что датчик неисправен, тут же записывает это в свою оперативную память, по внутренним цепям отключает неисправный датчик, включает на щитке приборов сигнал неисправности (поскольку эта неисправность считается мелкой, "CHECK" загорается не у всех моделей) и… включает обходную программу. Так блок управления двигателем поступает со всеми датчиками, сигналы от которых ему "не нравятся". Задача обходной программы, прежде всего, состоит в том, чтобы автомобиль, невзирая ни на что (в том числе и на расход топлива), хоть как бы, но смог доехать до дома. Так что простое отключение датчика кислорода не позволит сэкономить на заправках. Попытка имитации сигнала от датчика кислорода также ни к чему не приводит. Он тут же "вычисляет", что сигнал присутствует, но не меняется в зависимости от изменения продолжительности импульсов на инжекторах и режима работы двигателя. Далее со стороны блока EPI следуют все те же действия, что и при простом отключении этого датчика.

Во всем мире при снижении сигнала с датчика кислорода поступают просто: заменяют этот датчик новым. В наших условиях возможны три варианта этой замены. Во-первых, купить (или заказать) новый оригинальный датчик кислорода от производителя, стоимость его равняется $ 200-300. Второй вариант - купить новый, но не оригинальный, т.е. не фирменный, датчик. Его стоимость составит около сотни долларов, но величина сигнала изначально будет ниже, чем у оригинального датчика. Третий вариант - "бэушный" датчик с другого автомобиля. Вариант недорогой, всего $ 5-10, но рискованный. Всегда есть вероятность "пролететь", т.к. на датчике не написано, в каком он состоянии, а достоверно его проверить можно только на автомобиле, используя специальные приборы. У владельцев автомобилей Приморья с некоторых пор появился еще один вариант - восстановить датчик кислорода. Группа дальневосточных ученых разработала способ восстановления лямбда-датчика, используя современную виброакустическую аппаратуру. Между прочим, вариант самый дешевый и эффективный.

Мастер снимает датчик, на его место вкручивает заглушку. После этого машина уезжает. Через сутки-двое она возвращается, ей вкручивают восстановленный датчик и все. Стоимость реставрации датчика менее 20 долларов, кроме того на нее дается гарантия. Сигнал с восстановленного датчика иногда увеличивается до уровня нового неоригинального. Но результат всегда положительный, хотя и сильно зависит от степени "убитости" обрабатываемого датчика.

Некоторые владельцы приезжают в СТО диагностики, чтобы с помощью специального оборудования независимо оценить качество восстановления. Впрочем, они и так все отмечают снижение расхода топлива и большую устойчивость работы двигателя на холостом ходу. Еще бы, ведь теперь, при нормальной смеси, свечи, наконец, получили возможность самоочищаться и работать как им положено. Хочется добавить, что несмотря на дороговизну бензина марки А-95, все же его использование экономичней, так как при той же вырабатываемой двигателем мощности расход топлива уменьшается, и автовладельцу не будет необходимости восстанавливать или покупать лямбда-датчик. Таким образом, автовладельцы экономят на расходе топлива, сохраняют мощность двигателя и снижают загазованность городского воздуха.

Автор неизвестен

Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель

Оставьте свой отзыв!

В текст комментария запрещается добавлять адреса сайтов!